Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет психологии
Курсовая работа
«Эмпатическое взаимодействие»
Санкт-Петербург 2009
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1 История становления понятия «эмпатия»
2.2 Факторы, влияющие на эмпатийность
2.3 Изучение эмпатии в детской психологии
2.4 Изучение эмпатии в психологии личности
2.5 Изучение эмпатии в социальной психологии
2.6 Изучение эмпатии в гуманистической психологии
3. Заключение
4. Список литературы
1. Введение
Традиционно, литература, искусство и наша повседневная жизнь тесно связана с чувством сострадания, умением понять другого человека, оценить его радость и горе. В психологии эти важнейшие способности личности обобщены термином «эмпатия».
За всю историю развития этого понятия «эмпатия», было предпринято много попыток определить его. В современной психологии эмпатию принято толковать либо как способность понимать переживания другого человека, либо как способность приобщаться, разделять эмоциональную жизнь другого. К настоящему моменту в психологии как отечественной, так и зарубежной существует достаточно много литературы, затрагивающей проблему эмпатии.
Представленная курсовая работа делает попытку осветить то множество взглядов, которое существует относительно эмпатии, дать краткий экскурс в историю формирования этого понятия и структурировать исследования, посвященные ее вопросам.
2. Основная часть
2.1 История становления понятия «эмпатия»
Понятие эмпатия получило распространение в психологической литературе в начале 50-х годов XX в. Ранее, ученые использовали слово «симпатия», они употребляли его в широком смысле – как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие.
Понятие «симпатия» берет начало еще из древнегреческой философии. Но с ним также активно работали, исследовали многие американские ученые, такие как Смит, Спенсер, Шопенгауэр, Шелер, Рибо. Можно с уверенностью сказать, что понятие симпатии прочно вошло в психологию, тем не менее, рабочим стало именно понятие эмпатии. Но даже сегодня нет единого определения, мнения, взгляда, понимание эмпатии не совпадает у ученых разных направлений и школ.
Т. Липпс активно разрабатывал теорию вчувствования, которая тесно связана с понятием эмпатии. Для него вчувствование – это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же свойства, как у самого объекта, оно происходит путем подражания.
З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии человека осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания. Он отмечал важность эмпатического взаимодействия, и писал, что проникновение в суть этого механизма даст возможность понять, как взаимодействуют люди друг с другом при тесном, личном общении.
М. Шеллер рассматривал эмпатию (тогда еще симпатию), как механизм познания, направленный на другую личность. Он выделял несколько уровней эмпатического взаимодействия: от низших форм до низших. Сопереживание – состояние слияния с объектом симпатии; сочувствие – участие в переживаниях другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, и наконец, истинная симпатия – высокое, рациональное состояние, на этом этапе происходит реализация человечности.
Психологи конца XIX века рассматривали «симпатию» на первичную эмоцию, на основе которой развиваются социальные чувства. ............