Министерство образования и науки Украины
Таврический экологический институт
Курсовая работа
Тема: Эмоциональные особенности личности социономов
Симферополь, 2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 3
Раздел 1. Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии. 6
1.1. Основные компоненты личности. 6
1.2. Психологические теории структуры личности. 11
1.3. Психологические подходы к изучению свойств личности в профориентации 15
Раздел 2. Методика, объект и результаты исследования групповых свойств личности 23
2.1. Содержание методики исследования. 23
2.2. Объект и гипотеза исследования. 29
2.3. Обработка полученных результатов. 30
Заключение (выводы) 40
Список использованных источников.. 41
Введение Медицина - одна из областей человеческой деятельности, где вопросы качества и его оценки имеют особое значение. Производить работу не для личного потребления, а на благо общества, социума – это и есть основная задача профессий социального типа, к которым безусловно относится и профессия врача. К личности врача, вообще медицинского работника, общество проявляет повышенные требования.
Между тем в публикациях последнего времени активно обсуждаются проблемы связанные с большим напряжением и проблемами в профессиональной деятельности "социономов". Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин "бессильный помощник" [21], описывающий состояние психологической перегрузки в социальных профессиях. "Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек". Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома профессионального выгорания. В начале 70-х гг. американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание "психическое выгорание" в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям. Генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной до безразличной и отрицательной, можно проследить на примере поведения "выгоревшего" врача, который начинает воспринимать пациента исключительно как медицинский случай ("почки" - из пятой палаты, "инфаркт" - из восьмой). Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии. ............