Часть полного текста документа:Духовно-нравственная культура педагога как социальная проблема Склярова Т. В. Педагог сетует на безобразное поведение школьника-подростка. Коллеги дают ему совет: "Постарайся понять его, понять и полюбить его такого, как он есть". В ответ - исполненное горечи вопрошание: "А кто будет любить меня?" На фоне всё расширяющихся и углубляющихся исследований того, как учить и воспитывать детей, изъяснения мельчайших подробностей психической деятельности человека проблема собственной мировоззренческой позиции педагога, который призван учить и воспитывать, остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие. Ещё апостол Иаков предупреждал: "...не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем" (Иак. 3:1-2). В этой связи несомненный интерес представляет рассмотрение взаимосвязи духовно-нравственной культуры педагогов и социально-психологической атмосферы общества. Личностная позиция учителя, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитии личности учащихся. Завтрашний день развития общества во многом определяет мировоззрение педагогов, которые сегодня воспитывают подрастающее поколение. Наше общество вот уже второй десяток лет в научной литературе принято называть обществом переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Как воспитывать, к чему призывать, куда вести подрастающее поколение? Эти вопросы были актуальны в России после отмены крепостного права, в 20-е годы XX века, так было в Америке во времена Великой депрессии, в Германии и Японии после Второй мировой войны1.(1: Мудрик А.А. Психология и воспитание. М., 2006. С. 453)Думается, не требует доказательств утверждение о том, что ответ на эти вопросы зависит в первую очередь от мировоззренческой позиции респондента. Мировоззрение представляет собой комплекс взглядов на мир, самого себя, других людей и содержит в себе такие важнейшие характеристики, как понимание смысла жизни, самого бытия человека и мира, принятие определенных критериев добра и зла. Важнейшей составляющей мировоззрения личности являются её ценностные ориентации, которые позволяют отделять значимое от второстепенного, выявляя существенное и структурируя жизненный опыт. Анализируя сегодня процессы воспитания и образования, стоит признать ведущую роль в первую очередь духовных ценностей в формировании целостного мировоззрения подрастающих поколений. Так, сравнительные исследования стилей воспитания в разных социокультурных стратах человеческого общества позволили Маргарет Мид2 (2: М. Мид. Культура и мир детства. М., 1988) сформулировать концепцию трёх типов передачи культуры в обществе. Первый тип - традиционный, в котором усвоение культуры происходит жёстко по вертикали - от старших к младшим, второй тип культуры характерен усвоением как по вертикали, так и по горизонтали - младшие поколения учатся не только у старших, но и у равных себе по возрасту. Третий тип, называемый М. Мид "постфигуративным", характеризуется тем, что поколение детей в состоянии научить поколение отцов. ............ |