Часть полного текста документа:Догэн Догэн (1200, Киото 1253), основатель буддийской дзэнской школы Сото и храма Эйхэйдзи (префектура Фукуи). Родился в аристократической семье. Принял монашество в 1213 в храме, принадлежавшем школе Тэндай?. Затем перешел в дзэнскую школу Риндзай, основанную Исаи. В 1223 отправился в Китай, где провел четыре года, обучаясь у ведущих мастеров чань-буддизма. После возвращения основал школу Сото. В своей речах, которые имели успех как в ставке сегуна, так и при императорском дворе, особенно подчеркивал важность сидячей медитации (дзадзэн) для достижения просветления (сатори?). Основной труд Догэна "Себо гэндзо" ("Хранилище истинного глаза дхармы"). Религиозно-философское наследие Догэна оказало большое влияние на последующее развитие дзэн-буддизма. Будущий Догэн-дзэндзи родился в столичном Киото в аристократической семье. С ранних лет он отличался выдающимися способностями, которые, вкупе с его происхождением, открывали ему путь к блестящей карьере. Однако пережитая им в раннем возрасте смерть родителей - в 3 года он потерял отца, в 8 лет - мать - подвигла его (несмотря на сохранившееся покровительство со стороны знати - мальчик был принят в другую аристократическую семью) к другому жизненному выбору. В 13 лет он становится монахом буддийской школы Тэндай (кит. Тяньтай), доктринально основанной во многом на тех же взглядах, что и Дзэн, но отличающейся от него постепенной и более сложной методологией. Вскоре молодой послушник стал задаваться вопросом: "Если, как говорят писания, Природа Будды изначально присуща всем живым существам, то почему для её осознания приходится прикладывать столь большие усилия?". Не находя ответа на этот вопрос в тэндайском учении, он обратился к недавно пришедшему в Японию Дзэн. К этому времени в Японии была представлена дзэнская подшкола Риндзай (кит. Линьцзи), названная так по имени китайского учителя Танской эпохи Линь-цзи И-сюаня?. Её принес в Японию обучавшийся у китайских учителей монах Эйсай (1141 - 1215). К нему-то, доживавшему уже свои последние годы, и направился Догэн в поисках ответа на свой вопрос. Эйсай дал ему ответ, суть которого сводилась к тому, что Будды пребывают в пробужденном состоянии естественно, в то время как настойчивый поиск этого состояния свидетельствует о том, что оно ещё не реализовано. После встречи с Эйсаем Догэн около года практиковал под руководством старого мастера, а после его кончины ещё восемь лет учился у его ученика Мёдзэна. Догэн добился успехов в практике, что было подтверждено его наставником, но сам он остался не до конца удовлетворённым своим постижением. И в 1223 году он отправился в Сунский Китай. Проведя там ещё около года в поисках учителя, он нашел его в лице прославленного подвижника Жуй-цзина? (1163 - 1228). Вскоре Догэн обрёл просветление, услышав слова своего учителя: "Отбрось тело и сознание!". Придя за подтверждением к Жуй-цзину, он зажег перед ним курительные палочки и распростёрся ниц. - Что ты хочешь этим сказать? - спросил учитель. - Я испытал отбрасывание тела и сознания! - Поистине, ты сделал это! - Не высказывайте своего одобрения с такой лёгкостью! - сказал ученик. - Я и не делаю этого! - Покажите мне, что не высказываете своего одобрения с такой лёгкостью! - потребовал Догэн, меняясь ролью с учителем. - Вот эти тело и сознание отброшены прочь! - подтвердил Жу-цзин. Догэн распростерся вновь перед учителем, а тот ещё раз подтвердил: - Вот это - падение уроненного! После этого Догэн еще два года занимался под руководством Жуй-цзина, этим подтверждая положение школы Цаодун о единстве практики и просветления и тезис учителя Танской эпохи Цзун-ми о "мгновенном просветлении и постепенном совершенствовании". Вернувшись в Японию в 1227 году, Догэн вскоре начал писать свои первые трактаты - "Общие замечания по медитативной практике" ("Фукан дзадзэн-ги"), "Взгляд на сокровищницу истинного закона" ("Сёбо гэндзо"), "Беседы об осознавании пути" ("Бэндова"). ............ |