Часть полного текста документа:Динамика соотношения типов языковых значений в производных словах, развивающих многозначность (на материале французского языка) О.Б. Полянчук, Воронежский государственный университет Проблема соотношения типов языковых значений (грамматического, лексического, словообразовательного) рассматривается как вопрос о взаимодействии грамматических, лексико-семантических и словообразовательных параметров лексической единицы. Очевидно, что при наличии симметрии языкового знака, соотношение изучаемых параметров представляется достаточно типичным, то есть указанные типы языковых значений сбалансированы как в количественном, так и в качественном отношении. Однако, при возникновении асимметрии языкового знака (в частности, при развитии полисемии производным), баланс лексического значения (ЛЗ) и словообразовательного значения (СЗ) нарушается. Необходимо отметить, что производные слова (в частности, префиксальные глаголы) выбраны нами в качестве объекта исследования неслучайно: во-первых, именно в производных соотношение ЛЗ и СЗ приобретает определенную специфику, во-вторых, именно на примере префиксальных производных наиболее наглядно просматриваются все типы асимметрии ЛЗ и СЗ, так как, обладая по сравнению с суффиксальными образованиями более разветвленной и конкретной семантикой, префиксальные производные демонстрируют СЗ, дальнейшее развитие которых вскрывает наиболее интересные закономерности. Итак, прежде, чем перейти непосредственно к рассмотрению типов соотношений ЛЗ и СЗ, отметим, что грамматические значения в нашем исследовании остаются несколько в стороне, так как представляются на любом уровне исследования как весьма типичные общекатегориальные значения, соотношение которых с СЗ и ЛЗ представляется весьма традиционно. В плане соотношения грамматического значения и СЗ необходимо, с одной стороны, указать на то общее, что присутствует между ними: наличие собственных формальных средств выражения и классифицирующей функции (способности фиксировать обобщенную семантику однотипных производных, выражая инвариантное значение для серии слов). С другой стороны, отличие между грамматическим и словообразовательным значением заключается в том, что грамматическое значение - чисто категориальное, облигаторное значение, обязательное для всего ряда слов, принадлежащих одной части речи. Деривационное значение не является облигатор-ным, оно типично лишь для части слов, принадлежащих одной части речи, и в то же время не является обязательным для части речи в целом. Носителем грамматического значения могут быть словоизменительные и формообразовательные аффиксы, а носителем словообразовательного значения - деривационные аффиксы. Таким образом, поскольку соотношение грамматического и словообразовательного значений остается традиционным и не демонстрирует интересующей нас динамики при нарушении симметрии языкового знака, мы перейдем к рассмотрению динамики изменения баланса ЛЗ и СЗ при развитии полисемии префиксальных глаголов. Отметим вначале, что вслед за Е.С. Кубряковой, мы подходим к пониманию СЗ с позиции деривационной ономасиологии и определяем его как значение, в наиболее общем виде отражающее соотношение словообразовательной основы и аффикса. Е.С. Кубрякова определяет СЗ как "сложно структурированное значение, называющее определенный тип отношения между определенными ролевыми структурами компонентов деривата: отношения, маркирующего один компонент производного как его базис, а другой как его признак, и, следовательно, предопределяющего ту роль, которую играет в данном производном его отсылочная (мотивирующая) часть" [1, 102]. Что касается определения ЛЗ, то в данной работе оно понимается традиционно: как сложное по своему составу образование, членящееся на составные элементы, как значение, не являющееся предельной единицей семасиологии [2]. Однако ЛЗ простого слова отличается от ЛЗ производного. ............ |