Часть полного текста документа:"Бог помочь вам!.." Стихотворение А. С. Пушкина "19 октября 1827" и трактовка его смысла в музыке А. С. Даргомыжского Г. И. Ганзбург 1. Пушкинистика, музыковедение и либреттология Если просмотреть собиравшиеся годами на книжной полке труды музыкальной пушкинианы, мы увидим, что к этой области относятся специально лишь немногочисленные книги и статьи музыковедов, но зато - многие и многие сочинения композиторов. Есть среди них такие, что сродни стихам Пушкина - музыкальные тексты нерукотворной художественной точности. В их числе - сильнейшие русские оперы, начиная от "Руслана и Людмилы" М.И.Глинки и включая "Русалку" и "Каменного гостя" А.С.Даргомыжского, "Бориса Годунова" М.П.Мусоргского, "Евгения Онегина", "Мазепу", "Пиковую даму" П.И.Чайковского, "Моцарта и Сальери", "Сказку о царе Салтане" и "Золотого петушка" Н.А.Римского-Корсакова, "Алеко" и "Скупого рыцаря" С.В.Рахманинова, "Мавру" И.Ф.Стравинского... Всё, что написано музыковедами для лучшего понимания этих опер, а также романсов, кантат и произведений других жанров, прикосновенных к пушкинскому слову, - относится одновременно и к пушкинистике, и к музыковедению. Пушкинистика - наука весьма специфичная, по своей разветвленности и пестроте не знающая аналогов. Стремлением ко всеохватности и некоторыми другими чертами она похожа на богословие. Поскольку в ее объекте изучения - в поэзии Пушкина - как в священном тексте, уже второй век ничего не меняется (и не будет меняться), эта наука жива бесконечным разнообразием толкований и динамична благодаря несхожести интерпретаций изучаемого текста. То же свойственно некоторым отраслям музыковедения. Согласно Гете, цель науки - сделать природу понятной всем1[1] . Применительно к нашей теме это должно звучать так: цель музыковедения - сделать музыку понятной всем, а цель пушкинистики - сделать произведения Пушкина понятными всем. Задача каждой из этих наук многократно усложняется, когда их объектом становится синтетическое произведение, где литературный и музыкальный тексты действуют совместно в составе единой композиции. Пушкинистика - комплексная наука о Пушкине (и не только наука, но весьма широкая специфическая сфера мысли, где явлены в слове лучшие умственные силы всех племен, знающих по-русски). Бытует мнение, что комплексность позволяет адекватно изучать связи творчества поэта с музыкальным искусством. Можно услышать даже выражение "музыкальная пушкинистика", против которого приходится решительно возражать, поскольку наука о Пушкине не может быть музыкальной, скульптурной и т. п. Музыкальной бывает пушкиниана (коллекция всего, что имеет отношение к Пушкину), а пушкинистика может быть музыковедческой. Такая область знания существует и представлена многочисленными публикациями. Начиналась музыковедческая пушкинистика столетие назад, когда были напечатаны работы М.М.Иванова "Пушкин в музыке" (Спб., 1899) и С.К.Булича "Пушкин и русская музыка" (СПб., 1900). Впоследствии появилялись всё новые публикации, этапными стали книги: И.Эйгес "Музыка в жизни и творчестве Пушкина" (1937), В.Яковлев "Пушкин и музыка" (1949), А.Глумов "Музыкальный мир Пушкина" (1950). Однако музыковедческая пушкинистика эффективна лишь до тех пор, пока исследование касается музыки в жизни Пушкина и высказываний Пушкина о музыкальном искусстве. Но что произойдет, когда стихи непосредственно соприкоснутся с музыкой? Может и ничего не произойти (если органичное их соединение не удалось), а может случиться нечто, принципиально подобное термоядерному синтезу - с выходом энергии неотвратимой проникающей силы. ............ |