Часть полного текста документа:Блатная песня Л. И. Левин Блатная песня - песня (поначалу фольклорного происхождения), поэтизирующая и утверждающая в сознании слушателей ценности, нормы поведения и нравы уголовной среды. Термин Б. П. возник в начале XX в., но как самостоятельный жанр она выделилась из обширного пласта песен воли/ неволи ("разбойные", "острожные", "каторжные" и проч.) не позднее 40-50-х гг. XIX в. Ф. М. Достоевский, сидевший в Омской каторжной тюрьме в 1851-1854 годах, в своих "Записках из Мертвого дома" цитирует разные ее жанровые образцы, характеризуя их как "известные" и "слишком известные" в арестантской среде. На эстраду Б. П. проникла в начале XX в. на волне того обостренного интереса к миру "отверженных", миру "бывших людей", который принял к этому времени небывалые размеры. Усилиями отечественной публицистики и литературы обитатели этого мира традиционно изображались либо как жертвы несправедливого социального устройства, либо как яркие и самобытные выразители стихийного протеста против власть предержащих, как носители глубинного бунтарского духа, "благородные разбойники", издавна ставшие одним из любимейших клише романтической литературы. Бродяги и убийцы, проститутки и воры, обитатели тюрем и ночлежек заполнили не только страницы бульварной прессы и массовых детективных серий. Неизменно сочувственное внимание в разное время уделяли им Ф. Достоевский и Л. Толстой, А. Чехов и А. Куприн, не говоря уже о В. Гиляровском и десятках других менее известных писателей и публицистов. Совершенно исключительное значение имели в этом смысле ранние рассказы М. Горького и, в особенности, успех его пьесы "На дне" (1902), в которой на сцене МХТ публично едва ли не впервые прозвучала тюремная песня "Солнце всходит и заходит". Не осталась в стороне и эстрада, где вошел в моду так называемый босяцкий, или "рваный", жанр. В 90-е гг. в амплуа "босяков" на кафешантанных и садовых эстрадах выступало множество одетых в живописные лохмотья куплетистов, исполнителей сатирических, комических, "жанровых", "одесских" и т. п. песенок и сценок, комические дуэты, квартеты. Наибольшую известность в "босяцком" жанре приобрели С. Сарматов, Ю. Убейко, С. Ершов (Сокольский). В том же жанре, но уже с "жалостливыми" "песнями улицы" с успехом выступали А. Загорская, а также певицы, скрывшие свои имена под характерными сценическими псевдонимами Ариадны Горькой, Тины Карениной и просто Катюши Масловой. На более серьезное отношение к себе претендовал возникший в те же годы (также под влиянием горьковской пьесы) жанр "песен каторги и ссылки", "песен неволи", который нес элементы социального протеста. Особую роль в пропаганде этого жанра сыграл композитор В. Гартевельд и созданный им ансамбль, впервые выступивший в Москве в 1908. В театрализованном исполнении тюремных песен специализировались многие эстрадные певцы, вокальные дуэты и квартеты (наиболее известны квартеты "сибирских бродяг" А. Гирняка и Т. Строганова), но со временем социальная тематика в их репертуаре все чаще отходила на задний план, вытесняемая "жестоким" романсом и откровенной Б. П. ("Отец скончался мой в тюрьме" и др.). Свою лепту в поэтизацию на эстраде уголовных нравов внесли и вошедшие тогда же в моду экзотические "танцы апашей", в подражание которым на эстрадах рабочих предместий появляются песенки и сценки, повествующие о "героях" отечественного блатного фольклора ("Сонька Золотая ручка" и проч.). Однако действительно широкое распространение на эстраде Б. ............ |