Часть полного текста документа:Южно-Уральский Государственный университет Факультет "Экономика и управление" Реферат по концепции современного естествознания на тему: Бихевиоризм Выполнила: Величко Оксана групп ЭиУ-163 г.Челябинск 1998 г. ПЛАН 1. Исторический обзор бихевиоризма 1.1. Бихевиоризм Уотсона 1.2. Бихевиоризм Скиннера 1.3. Социобихевиоризм 2. Необихевиоризм Скиннера 3. Бихевиоризм и агрессия 4. О психологических экспериментах 5. Теория фрустрационной агрессивности 6. Вместо заключения: связь психологии и естественных наук 7. Указатель литературы. Исторический обзор бихевиоризма Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается "революционное" значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour-поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878-1958). Как и психоанализ, бихевиоризм противостоял тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, однако основания для противостояния были совершенно иные. Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как "осознание", "переживание", "страдание" и т.п. не могут считаться научными; все они - продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Один из крупнейших бихевиористов. Б.Ф. Скиннер (р. 1904), называл подобные понятия "объяснительными фикциями" и лишал их права на существование в науке. Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. "Поток сознания мы заменяем потоком активности", - объявил Д. Уотсон. Активность - внешняя и внутренняя - описывалась через понятие "реакция", к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность. В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона - научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула. Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. По Уотсону, законы научения (т.е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами (последние - излюбленные материал для бихевиористов), распространимы и на человеческое поведение. Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что во многом определило популярность бихевиоризма) и соотносимо с закономерностями условного рефлекса по И.П. ............ |