Часть полного текста документа:Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. У каждого человека есть некий набор поведенческих схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Есть также другое психическое состояние, часто несовместимое с первым, бывает связан с другим набором схем. Эти различия и изменения говорят о существовании различных состояний Я. Я - система чувств, набор согласованных поведенческих схем. У каждого человека есть ограниченный набор состояний Я: Состояния Я, сходные с образом родителей (родитель) - человек может эффективно играть роль своих детей, благодаря этому состоянию многие реакции стали автоматическими, что позволяет сэкономить время; Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (взрослый) - контролирует действия ребенка и родителя, является посредником между ними; Состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки (ребенок) - источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости. Общение родитель-родитель: обмен сплетнями; Общение взрослый-взрослый: решение реальной проблемы; Общение ребенок-ребенок: игра вместе. Трансакционный (трансакция - единица общения) анализ - его цель - выяснение, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул (показ осведомленности о присутствии другого) и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию (ответ на трансакционный стимул). При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Правила коммуникации: Пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать неопределенно долго; Процесс коммуникации прерывается, если происходят пересекающиеся трансакции (общение взрослый-взрослый, его прерывает трансакция ребенок-родитель или родитель-ребенок); Дополнительные трансакции - поверхностные взаимоотношения, легко нарушаются простыми пересекающимися трансакциями. Помимо этого, существуют и скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я - эта категория служит основой для игр. На внешнем уровне общение может происходит между взрослыми, а на психологическом - между ребенком и ребенком (пример- сексуальные взаимоотношения, заигрывание). Требования адаптации: пока не будет опробована социальная ситуация, ребенок находится под защитой взрослого и родителя, планирование, исходящее от ребенка, чаще встречается в ситуациях, предполагающих наличие близости и конфиденциальности. Процедура - серия простых дополнительных взрослых трансакций, направленных на взаимодействие с действительностью. Статистический аспект - все возможные сочетания и расположения вещества во Вселенной. Динамический аспект - потенциальные возможности взаимодействия всех энергетических систем во Вселенной. Планирование процедуры определяется конкретным материалом на основе оценок, произведенных Взрослым. Процедура: целесообразная - субъект деятельности (агент) наилучшим образом использует имеющиеся у него данный и накопленный опыт, и загрязненная - во время переработки информации Взрослым в процесс вмешиваются Родитель или Ребенок. ............ |