Часть полного текста документа:Антонио Сальери (Salieri) (18.8.1750, Леньяго, близ Вероны, - 7.5.1825, Вена) Итальянский композитор, педагог и дирижер Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX века. Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. В жанре оперы-сериа он сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие произведения выше большей части современных ему опер. С именем Сальери связана большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь Парижа. Сальери родился 18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго близ Вероны. Музыке первоначально обучался у своего брата-скрипача Франческо, а затем на клавесине у соборного органиста Дж. Симони. С 1765 года пел в хоре собора Св. Марка в Венеции, изучал гармонию и овладевал вокальным искусством под руководством Ф. Пачини. Занимался он также у Д.Б. Пешетти. Учителем и заботливым покровителем итальянского музыканта был Флориан Леопольд Гасман, видный композитор, уроженец Чехии, работавший в Вене. Во время пребывания в Италии Гасман обратил внимание на талантливого юношу, вывез его в Австрию, выделил его как самого способного ученика и считал своим преемником. После смерти учителя Сальери принял на себя заботу о двух малолетних дочерях Гасмана и подготовил их к оперной карьере. Обе они сохранили признательность к своему воспитателю и педагогу. В 1766 году Гасман взял Антонио с собой в Вену. Тогда и началась музыкальная деятельность Сальери в качестве исполнителя. Через три года он занял должность клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра и за достаточно короткий срок сделал головокружительную карьеру. В 24 года Сальери - уже автор многих опер стал императорским камерным композитором и дирижером итальянской оперной труппы в Вене. Музыкальный фаворит Иосифа II Сальери на протяжении длительного времени находился в центре музыкальной жизни австрийской столицы. Он не только осуществлял постановки и дирижировал спектаклями, но и управлял придворной певческой капеллой. В его обязанности входило наблюдение за музыкальным обучением в казенных учебных заведениях Вены. Уже первая опера композитора, "Образованные женщины" (1770 год) создала ему имя в Вене. Поставленная в следующем году в Вене его четвертая опера, "Армида", шла затем в Копенгагене и Петербурге, в Гамбурге и Майнце, в Брауншвейге, Вин-тертуре и Берлине. Всего полгода спустя появилась опера Сальери "Венецианская ярмарка", имевшая повсеместный успех. Моцарт сочинил в 1773 году вариации для клавира на мотив из этой оперы, Гайдн ввел ту же тему в менуэт дивертисмента. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему европейски известному соотечественнику. Среди них - венецианский театр "Сан-Мойзе", римский театр "Балле". Три театра начали свою деятельность постановкой опер Сальери: знаменитый миланский театр "Ла Скала" ("Узнанная Европа"), миланский театр "Каноббиана" ("Венецианская ярмарка" и "Талисман" - последняя опера в соавторстве с другим композитором) и театр "Нуово" в Триесте ("Ганнибал в Капуе"). ............ |