Часть полного текста документа:Анкетирование онлайн: возможности и ограничения Александр Иванов Рассмотрим такую сферу деятельности, как проведение анкетирования (абстрагируясь от его целей - будь то анкетирование в рамках маркетингового исследования или социологического опроса). Что изменилось в этой сфере за последние 10-20 лет? - Во-первых, появились современные вычислительные машины, которые дают возможность автоматизировать сбор, хранение, анализ и использование результатов опросов. - Во-вторых, появилась возможность передачи данных через Интернет. Почему Интернет интересен для проведения опросов? - Во-первых, он максимально "сближает" анкетируемого и интервьюера. - Во-вторых, снижается время, затрачиваемое на прохождение анкеты по цепочке: интервьюер-анкетируемый-заполненная анкета-введение анкеты в базу данных-анализ анкеты-представление результатов в графическом виде. Современные программы позволяют уменьшить время прохождения данных по этой цепи буквально до нескольких минут. Для сравнения: выполнение всех этих этапов вручную требует по меньшей мере нескольких дней. Итак, быстродействие и дешевизна онлайн-анкетирования очевидны. Рассмотрим вопрос: где может быть эффективным онлайн-анкетирование. Здесь сразу же возникает несколько проблем. Наиболее важная, на мой взгляд, - целевая аудитория. Целевая аудитория По-видимому, существуют ограничения на спектр исследований, которые сегодня можно проводить в Интернете. Очевидно, что не имеет смысла проводить опрос Интернет-аудитории на предмет выяснения, например, состава потребительской корзины пенсионеров и малоимущих. Разумеется, мы можем составить спектр исследований, целевая аудитория которых почти идеально совпадает с Интернет-аудиторией. Однако всегда есть соблазн использовать указанные преимущества Интернет-анкетирования и распространить его на более широкий диапазон исследований. Тогда встает ряд вопросов, в частности - как определить размер выборки для проведения опроса. Попытаться однозначно ответить на этот вопрос можно только применительно к каждому конкретному исследованию. Фактически эта проблема связана с предыдущей: к примеру, сделав выборку неограниченно большой, из нее практически всегда можно получить достаточное для исследования количество представителей данной целевой группы. Но реально число задач, которые имеет смысл решать при помощи Интернет-анкетирования, пока еще довольно ограничено. При этом необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев легче опросить тысячу человек онлайн, чем, скажем, сто человек обычными способами. В первую очередь это актуально, например, в случае значительной пространственной разнесенности анкетируемых. Рассмотрим несколько примеров возможностей проведения онлайн-анкетирования. Пример 1 (очевидный). Анализ пожеланий покупателей относительно ассортимента Интернет-магазина или анализ предпочтений Интернет-аудитории при переходе по ссылкам банерной рекламы (банеры какой формы и дизайна кажутся более привлекательными для пользователей, меньше раздражают?). Очевидно, что оба случая являются типичными образцами для проведения анкетирования именно средствами Интернет-опроса. Пример 2 (менее очевидный). ............ |