Перемириваются в мире.
Передышка в грозе.
А мы воюем.
Воюем без перемирий.
Мы –
действующая армия журналов и газет.
Лишь строки-улицы в ночь рядятся,
маскированные домами-горами,
мы
клоним головы в штабах редакций
над фоно-теле-радио-граммами.
Ночь.
Лишь косятся звездные лучики.
Попробуй –
вылезь в час вот в этакий!
А мы,
мы ползем – репортеры-лазутчики –
сенсацию в плен поймать на разведке.
Поймаем,
допросим
и тут же
храбро
на мир,
на весь миллиардомильный
в атаку,
щетинясь штыками Фабера,
идем,
истекая кровью чернильной.
Враг,
колючей проволокой мотанный,
думает:
– В рукопашную не дойти! –
Пустяк.
Разливая огонь словометный,
пойдет пулеметом хлестать линотип.
Армия вражья крепости рада.
Стереть!
Не бросать идти!
По стенам армии вражьей
снарядами
бей, стереотип!
Наконец,
в довершенье вражеской паники,
скрежеща,
воя,
ротационки-танки,
укатывайте поле боевое!
А утром…
форды –
лишь луч проскребся –
летите,
киоскам о победе тараторя:
– Враг
разбит петитом и корпусом
на полях газетно-журнальных территорий.
Анализ стихотворения В. В. Маяковского
«Пернатые (нам посвящается)»
Белов Андрей (Череповец)
Стихотворение «Пернатые» было написано и впервые опубликовано в 1923 году в журнале «Красная нива» (номер от 21-го января). Название стихотворения, с одной стороны, связано с поэтической традицией, с представлением о поэте как о певчей птице, о родстве поэтической свободы и полета, а с другой, и в большей, поскольку стихотворение посвящено не поэзии как таковой, а «словометному огню» газет и журналов, степени, представляет собою каламбур: «пернатые» – люди, владеющие пером.
Все стихотворение по сути представляет собою развернутую метафору (в данном случае можно трактовать этот прием и как развернутое сравнение), причем метафору, характерную для творчества Маяковского в целом: метафору публицистической деятельности как сражения (обычно – поэзия как сражение). В использовании такой метафоры можно, вероятно, усмотреть проявление обычной для Маяковского активной, если не сказать агрессивной, общественной и жизненной позиции.
По своей ритмической организации «Пернатые» ничем резко не выделяются на общем фоне лирики Маяковского. Стихотворение написано акцентным стихом с неурегулированным количеством ударений в строке. Сами строки разбиты поэтом на более мелкие части, однако не по принципу лесенки (хотя лесенкой Маяковский в это время уже пользуется), а так, как это часто любил делать А. Белый, располагая отдельные части стихов непосредственно одну под другой.
Использованные в стихотворении рифмы (способ рифмовки – перекрестный) также типичны для Маяковского. Все они – неточные, по большей части – усеченные (грозе – газет и др.), однако есть и некоторые особенно примечательные созвучия: например, проскребся – корпусом, неравносложная рифма, в которой, помимо ударного гласного [о], совпадает еще и каркас согласных звуков [кр’пс - крпс].
Вторая часть заглавия («нам посвящается») расшифровывается в первой строфе: «мы – / действующая армия журналов и газет», где задается и метафорический способ дальнейшего развертывания текста. ............