№ 1 Поведение и деятельность (определения понятия)
Поведение - взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.
Деятельность - осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих. Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой - всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального - важная часть анализа данной проблемы. Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой. Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.
Основными формами деятельности являются:
* познание;
* общение;
* труд.
Основными видами (уровнями) деятельности являются:
* игра;
* учение;
* труд.
№ 2 Развитие произвольного внимания
Наряду с непроизвольным важнейшую роль играет произвольное внимание. За устранением частицы «не» стоит коренная реорганизация психологических механизмов внимания. В качестве фактора, пробуждающего произвольное внимание, выступают не случайные изменения или характеристики объектов, а цель деятельности человека. Психологический механизм возникновения произвольного внимания связан с процессом целеполагания. Определение цели, формирование акцептора действия, планирование и реализация способов достижения цели, оценка конечного продукта и при необходимости – коррекция действия – все эти этапы деятельности человека осуществляются под общим контролем произвольного внимания.
Сосредоточенность же на этой цели представляет собой результат волевого усилия. В этой связи Джеймс писал, что главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем внимания.
Физиологические механизмы произвольного внимания связаны с работой более «молодых», специфически человеческих областей головного мозга – лобных отделов коры больших полушарий, которые программируют и корректируют поведение и деятельность человека. Особенностью произвольного внимания является то, что доминирующим раздражителем здесь является сигнал, идущий не от первой сигнальной системы, что типично для непроизвольного внимания, а от второй. При этом возникающее в коре больших полушарий возбуждение, соответствующее речевому стимулу (мысли, самоприказу и т.п.), становится преобладающим, доминантным. Энергетическая «подпитка» произвольного внимания осуществляется за счет активации «энергоблока» мозга – верхних отделов мозгового ствола, гипоталамуса, ретикулярной формации – под влиянием словесных раздражителей.
Произвольное внимание относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку. Л.С.Выготский в развитии внимания выделял две основные линии: линию натурального развития внимания и линию его культурного развития.
Линия натурального развития внимания связана с естественным вызреванием отдельных доминант (пищевой, зрительной, слуховой и т.п.). ............