Часть полного текста документа:Алиби Алиби лат. alibi - "в другом месте"; юридич. термин: нахождение обвиняемого в момент совершения пре-ступления в другом месте как доказательство его невиновности. Лат. слово alibi этимологически двусоставно (alius [другой] + ibi); выражение "alio die" - "в другой день" - формула авгуров, предлагающих отсрочку при неблагоприятных предзнаменованиях. Слово алиби во французском языке в конце XIX в. получило двусмысленное значение "предлога", "уловки", "ложного обличья". "Не-алиби в бытии" - формула, имеющая важное значение в философии М.М.Бахтина. "Не-алиби в бытии" означает,что человек не имеет нравственного права на "алиби", на уклонение от той единственной ответственности, какой является реализация его единственного неповторимого "места" в бытии, от неповторимого "поступка", каким должна явиться вся его жизнь. Бахтин говорит: "я причастен бытию единственным и неповторимым образом, я занимаю в единственном бытии единственное, неповторимое, незаместимое и непроницаемое для другого место. В данной единственной точке, в которой я теперь нахожусь, никто другой в единственном месте и единственном пространстве единственного бытия не находится. И вокруг этой единственной точки располагается все единственное бытие единственным и неповторимым образом. То, что мною может быть совершено, никем и никогда совершено быть не может...". И дальше: "ответственный поступок и есть поступок на основе признания долженствующей единственности. Это утверждение не-алиби в бытии и есть основа действительной нудительной данности-заданности жизни. Только не-алиби в бытии превращает пустую возможность в ответственный действительный поступок (через эмоционально-волевое отнесение к себе как активному). Это живой факт изначального поступка, впервые создающий ответственный поступок, его действительную тяжесть, ибо действительно быть в жизни - значит поступать, быть не индифферентным к единственному целому. Утвердить факт своей единственной незаменимой причастности бытию - значит войти в бытие именно там, где оно не равно себе самому - войти в событие бытия. Все содержательно-смысловое: бытие как некоторая содержательная определенность, ценность как в себе значимая, истина, добро, красота и проч. - все это только возможности, которые могут стать действительно-стью только в поступке на основе признания единственной причастности моей... Ответственность возможна не за смысл в себе, а за его единственное утверждение-неутверждение. Ведь можно пройти мимо смысла и можно безответственно провести смысл мимо бытия". ("К философии поступка" 1920-1924 гг.). Если перевести формулу "не-алиби в бытии" на другой язык, то она прозвучит как "не-алиби в судьбе". Судьбой человеку определено его единственное место. Во всяком случае, судьба обязывает человека найти это место.(Речь здесь идет о взаимоотношениях Судьбы и Человека. То есть человека не как биологического материала и только, но как человека судьбы. Слова Эдипа: "Я - сын Судьбы", - очень хорошо понимали древние греки. И не только греки, и не только древние.) Судьба же обязывает человека совершать определенные поступки на этом месте - не спать, а двигаться, причем двигаться ответственно - учитывая закон взаимосвязи всех вещей в этом мире. Но внутри каждого человека сидит услужливый авгур, который в любой момент готов произнести: "alio die" - "в другой день", готов дать отсрочку на день или даже позволит проспать всю жизнь. ............ |