Часть полного текста документа:Александр Сергеевич Даргомыжский /1813-1869/ Дело Глинки продолжил Даргомыжский, его младший современник, друг и последователь, страстный почитатель Пушкина. Подобно своим великим учителям, он был убежденным поборником национально-самобытного, подлинно народного и глубоко человечного по содержанию искусства. Но он принадлежал уже другому поколению и другой эпохе. Он был сверстником Лермонтова, Герцена, Белинского. Сознательная жизнь его началась в условиях николаевской реакции, последовавшей за восстанием декабристов. "Разбуженные этим великим днем, мы увидели только казни и изгнания, - писал о своем поколении Герцен. - Принужденные к молчанию... мы выучились сосредоточиваться, вынашивать свои думы - и какие думы!.. то были сомнения, отрицания, злобные мысли". И хотя Даргомыжский, особенно в молодости, был далек от политики, новые веяния не могли не коснуться и его. Во всяком случае, его мироощущению были чужды глинкйнская стройность, ясность, уравновешенность. Творческая зрелость наступила в 40-х годах. В это время передовая литература, как и раньше, чутко отражала сдвиги общественного сознания. Все больше появлялось произведений, ведущих свою родословную от "Станционного смотрителя" Пушкина, "Шинели" и "Ревизора" Гоголя. Уже были написаны "Мертвые души" Гоголя, "Сорока-воровка" и "Кто виноват?" Герцена, "Записки охотника" Тургенева, "Бедные люди" Достоевского. При всех различиях, существующих между этими произведениями, многое объединяет их, прежде всего - горячее сочувствие к представителям низших слоев общества и ненависть к их угнетателям. В эту пору и определилось главное направление в творчестве Даргомыжского. Оно связано с обнажением разлада внутри современного общества между миром власть имущих и миром обездоленных, со страстным протестом против угнетения человеческой личности. Вслед за Пушкиным любимым поэтом Даргомыжского становится Лермонтов, вскрывший лживость и лицемерие высшего света. Верный призыву Белинского воспроизводить действительность во всей ее истине, без прикрас, "извлекая поэзию из самой прозы жизни", Даргомыжский посвятил себя показу судеб "маленьких" людей, лишенных в условиях царской России права на счастье. Огромная любовь и уважение к человеку сказались в том, как бережно и чутко раскрывал композитор духовный мир своих скромных героев. Людей, затравленных обществом, он изображал не только жалкими и забитыми. Он любил раскрывать живущее в них чувство человеческого достоинства, их гордость, способность горячо и страстно любить и противопоставлял их как носителей высоких душевных качеств слабовольным и эгоистичным представителям высшего света. Даргомыжский - создатель сатирического романса и сатирической песни. Подобно Гоголю в литературе, Федотову в живописи, композитор использовал смех как орудие обличения общественных пороков и социальной несправедливости. Он едко высмеивал подобострастие чиновников, пресмыкающихся перед, влиятельными особами, и клеймил высокомерие, чванство и бездушие представителей высших кругов. Новые задачи вызвали к жизни и новые художественные принципы. Даргомыжский не пошел по пути Глинки, представившего в своих операх народ как монолитное целое и воплотившего идею Родины в образе эпических, полулегендарных героев. ............ |