Тема: «Закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста»
Введение
Выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Известная оторванность дошкольного учреждения от реального мира, строгий научно-системный принцип отбора и структурирования содержания программ воспитания и обучения, далеких от конкретных интересов детей, делают сложными процессы присвоения ребенком культурно-исторического опыта, развития и саморазвития в осмысленной деятельности.
Современные активные поиски в области дошкольной педагогики, находящие свое отражение, в основном, в создании многочисленных программ, свидетельствуют о попытках преодоления вышеуказанного противоречия.
Воспитательная личностно ориентированная деятельность имеет своим основанием новое понимание функции дошкольного учреждения, как открытого социально-образовательного учреждения, оказывающего педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирующего имеющиеся проблемы в их поведении и развитии. Последнее возможно только при условии наличия доверия, партнерского взаимодействия и сотрудничества с родителями и родственниками детей. В данной контрольной работе раскрыты способы и пути "выращивания" совместного бытия значимых для ребенка взрослых ≈ воспитателей и родителей, а также возможности вовлечения в процесс обучения в детском саду целостного социального пространства жизни детей, событий и ситуаций, имеющих для них личностный смысл. При этом мы обращаемся к анализу как отечественной, так и зарубежной современной теории и практики дошкольного образования.
1. Закономерности и общие основы обучения детей дошкольного возраста
Первый, очень трудный, вопрос заключается в следующем: мы, взрослые люди, говорим про себя, что мы мыслим понятиями. У ребенка нет зрелых понятий. Что же заменяет у ребенка понятия? Ребенку дошкольного возраста свойственно мыслить. Всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение. Всякое понятие относится к группе предметов, но эти обобщения в разном возрасте у детей построены по-разному. Самым замечательным из всех фактов, относящихся к развитию детского мышления, является следующее положение, что в меру того, как развивается общение ребенка со взрослым, расширяется и детское обобщение, и наоборот.
Для того чтобы мы могли общаться друг с другом, передавать друг другу мысли, нам необходимо уметь обобщать все мысли, которые мы передаем, потому что непосредственно мысль не может быть переложена из головы в голову. Представьте себе мать ребенка. Мать смеется, ребенок ее не понимает, но он заражается ее настроением и тоже смеется. Она его смехом не заражается, но понимает, что ребенок доволен[1].
Можно считать установленным, что ступени обобщения ребенка строго соответствуют ступеням, по которым развивается его общение. Всякая новая ступень в обобщении ребенка означает и новую ступень в возможности общения. Самое наличие общих представлений предполагает уже первую ступень отвлеченного мышления.
Сказать о ребенке дошкольного возраста, что он переходит к мышлению в общих представлениях — это все равно, что сказать, что круг доступных ему обобщений расширяется.
Второй особенностью и следствием того факта, что мы здесь имеем дело с господством памяти, является то, что совершенно перестраивается характер интересов и потребностей ребенка. ............