Федеральное агентство по образованию и науке
 Министерство образования Российской Федерации
 ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»
 Факультет педагогики и методики начального образования
 Конспект урока по теме:
 Трудные времена на Русской земле
 2010
 
  Тема урока: «Трудные времена на Русской земле»
  
 Цель: сформировать представление о важных событиях13 века.
 Задачи: 
 образовательная: изучить нашествие хана Батыя и историческое значение Невской битвы, сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества
 развивающая: развивать мышление, воображение, память.
 воспитательная: воспитывать любовь и уважение к Родине.
 Ход урока
 I Орг.момент
 Каждый день - всегда, везде,
 На занятиях, в игре
 Смело, четко говорим
 И тихонечко сидим.
 Учитель: Тема нашего урока: «Трудные времена на Русской земле».
 II Проверка домашнего задания.
 Но перед тем как приступить к новой теме урока. Мы должны проверить домашнее задание.
 Индивидуальная работа по карточкам:
 Карточка 1. Как было организовано управление в Древней Руси?
 Карточка 2. Каковы заслуги князя Владимира?
 Учитель: Пока двое учеников будут отвечать на вопросы в карточках, мы проверим домашнее задание.
 Ученик: Пересказ текста и на странице 53 и задание под звездочкой.
 Учитель: Вам надо рассказать о Древнем Новгороде
 (Ученики отвечают домашнее задание)
 III Работа над новой темой. Слово учителя:
 В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Сначала выясним, кто такие монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.
 Монголы жили в юртах-легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого война. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием. (Показ иллюстраций с изображением монголо-татарского война, и жилища монголо - татар).
 Учитель: Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их.
 Ученик 1: Русские войны одеты в кольчуги, состоящие из металлических колец. Из оружия у них: копье и булава. Монгольский воин нарисован на коне, у него много различного оружия: сабля, лук и стрелы, копье.
 Ученик 2: Монгольский воин имеет лучшее снаряжение.
 (Продолжение рассказа учителя).
 Учитель: Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско.  ............