Часть полного текста документа:Отход от классического бихевиоризма В американской психологии считается, что теории социального научения -- это самое значительное направление в исследованииразвития детей. В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделалипопытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальноенаучение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ -- исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941 г.Н- Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение". На этой основе вот уже более полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которыхстала проблема социализации. Социализация -- это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного отасоциального "гуманоидного" состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи другна друга, а через два-три года -- это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия -- результат научения, они неврождены. Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один итот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного измножества возможных ответов. Обе эти концепции не объясняют, как возникает новое поведение. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобынаучить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию -- третья форманаучения. Одно из проявлений имитации -- идентификация -- процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающейв качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку. В теории социального научения рассматривается не только, "как" происходит социализация, но и "почему" онапроисходит. Особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильныхличностей и тому подобные воздействия внешнего окружения. В области социального научения работает уже несколько поколений ученых. Эволюция теории социального научения представленана табл. 4. Для этого направления характерно стремление к синтезу разных подходов в изучении социального развития. Из табл. 5 наглядно видно, что этонаправление, как оно развилось в США, было движением к осознанию общей теории, а не отдельной областью знаний. Рассмотрим кратко вклад, который внесли в концепцию социального научения представители первого, второго и третьегопоколений американских ученых. Н. Миллер и Дж. Доллард первыми проложили мост между бихевиоризмом и психоаналитической теорией. Вслед за 3. Фрейдом онирассматривали клинический материал как богатейший источник данных; по их мнению, психопатологическая личность лишь количественно, а не качественноотличается от нормального человека. ............ |