РЕФЕРАТ
по дисциплине "Социология"
по теме: "Теория постиндустриального общества.
Образование как социализация"
Оглавление
Введение
1. Теория постиндустриального общества
2. Образование как социализация
Заключение
Список использованной литературы
Введение В 70-х годах рядом зарубежных социологов начала развиваться точка зрения, согласно которой научно-технический прогресс приводит к трансформации прежнего "индустриального" общества в некоторое качественно иное "постиндустриальное" общество. Мысль об ускоренной и крупной социальной трансформации, охватившей мир, все настойчивее высказывалась в последние два десятилетия XX века. Компьютеризация производства, различных областей трудовой деятельности, общения, быта, досуга и т.п." проблемы, трудности, противоречия, которые с нею связаны, - все это широко обсуждалось специалистами различного профиля в различных сфер деятельности в 80-х годах и продолжает обсуждаться по настоящее время.
Образование способствует сохранению культурных ценностей и социальным переменам, связанным с внедрением новых технологий и переоценкой существующих знаний. Школы являются средством социального контроля и играют важную роль в подготовке людей к работе. Подобно другим социальным институтам, система образования в значительной мере пронизана конфликтами. Сторонники теории конфликта считают, что образование способствует угнетению групп, которые находятся в неблагоприятном положении. Образование одновременно имеет практическое и символическое значение. Коллинз утверждал, что расширение американской системы образования отражает стремление групп, имеющих различный статус, сохранить богатство, власть, престиж и ограничить доступ других к этим благам. Боулз и Гинтис считают, что система образования служит закреплению экономического неравенства.
1. Теория постиндустриального общества Одним из первых обратил внимание на появление новых, постиндустриальных черт развития общества американский экономист, социолог и политический деятель 3. Бжезинский. В работе "Между двумя эпохами. Роль Америки в технотронную эру" (1970 г) он определил новое "постиндустриальное общество" как общество "технотронное". Это иное общество, чем общество "индустриальное", базирующееся на старой машинной технике и господстве механики. Новейшая (прежде всего, кибернетическая) техника, достижения радиоэлектроники, прогресс в средствах коммуникации оказывают, по мнению Бжезинского, определяющее влияние на все стороны социальной жизни.
"Влияние науки и техники на человека и его общество, - пишет он, - стало (особенно в более развитых странах мира) главным источником современных изменений. Трансформация, которая ныне имеет место, особенно в Америке, уже создает общество, которое все более отличается от своего индустриального предшественника... Индустриальные процессы больше не являются главной детерминантой социальных изменений, преобразующей нравы, социальную структуру и ценности общества. В индустриальном обществе технические знания применялись, прежде всего, к специфической цели: ускорению и улучшению производственной техники. Социальные следствия были побочным продуктом этой преобладающей заботы. В технотронном обществе научное и техническое знание, в дополнение к обогащению производственных способностей, быстро оплодотворяет почти все аспекты жизни, прямо воздействуя на них".
3. ............