Часть полного текста документа:Техники управления учебной деятельностью учащихся Ахметов Марат Анварович, канд. хим. наук, доцент, зав. кафедрой естествознания Ульяновский ИПКПРО, Ульяновск. Мусенова Эльмира Ауфатовна, учитель химии Ульяновского социально-педагогического колледжа №1, г. Ульяновск. В настоящее время новый импульс в развитии и совершенствовании процесса обучения и воспитания могут дать исследования междисциплинарного характера. Согласно этому подходу, многие исследователи стараются решать как общие педагогические проблемы, так и частные методические вопросы с позиций современного состояния психологической науки. Это позволит "вывести современную школу на уровень высокой прогностичности, создать ученику комфортные условия в школе и в дальнейшем его обучении в вузе, а самое главное, дать нашему обществу умное и здоровое поколение" [1]. "Характеристика безопасности образовательной среды школы в соотношении с категорией психологического насилия, разрушительного для психического здоровья личности, сегодня выдвигается в качестве ключевого психологического параметра" [2]. Под психологической безопасностью понимается "состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников" [2]. Рассмотрим управление учебной деятельностью учащихся на основе концепции А. Маслоу, которому принадлежит наиболее известная модель мотивации (рис 1) [3], согласно которой к физиологическим потребностям относят потребности в воде, пище, жилье, отдыхе, здоровье, комфорте и т. д.; потребности в безопасности - это потребности в защищенности от опасности, нападения, угрозы, уверенности в будущем; потребности в общении - потребности в добрых, близких отношениях с другими людьми, потребность принадлежать какой-то общности (семье, компании друзей, единомышленникам); потребности в уважении и признании - потребности ощущать себя ценимым другими и самим собою. Следует различать понятия самореализация и самоактуализация. Потребность в самореализации - это потребность развивать свои способности, таланты, свой потенциал. Потребность в самоактуализации - это потребность максимально реализовать свои таланты на благо себя и людей. Рис. 1. Иерархия потребностей А. Маслоу В соответствии с концепцией А. Маслоу, у человека должны быть удовлетворены сначала потребности более низкого уровня, чтобы у него актуализировались потребности более высоких уровней. Каждый последующий уровень потребностей становится актуальным при определенной степени удовлетворении потребностей предыдущего уровня. Так при значительной степени удовлетворения физиологических потребностей начинают актуализироваться потребности в безопасности. При достаточно высоком уровне реализации потребности в безопасности появляются потребности в обмене информации (общении). Что будет происходить, если потребности не будут удовлетворяться или будут удовлетворяться не в полной мере? Физиологические потребности непреодолимы: мы не можем игнорировать их дольше, чем определено природой. Кроме того, они не замещаемы: нельзя вместо потребности в воде дышать или вместо потребности в еде - спать. ............ |