Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО "Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова"
Кафедра педагогики и психологии
Контрольная работа по возрастной психологии
Самооценка ребенка (учащегося) и уровень его притязаний
Выполнила: Боргард Нина Анатольевна
студентка 2 курса
Руководитель Кислицина
Валентина Александровна
Ишим, 2009
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность самооценки и уровня притязаний и их взаимосвязь
1.1 Самооценка: понятие, сущность, виды
1.2 Уровень притязаний личности
2. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника
2.1 Личностное развитие младшего школьника
2.2 Показатель развития самосознания младшего школьника - самооценка
2.3 Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний
Заключение
Литература
Введение
Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.
Известно, что самооценка является тем компонентом самосознания, который включает в себя и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. В данной работе мы рассмотрим влияние различных факторов на самооценку и уровень притязаний детей младшего школьного возраста.
В книге «Психология развития и возрастная психология» Н.Н. Палагина пишет о том, что по сравнению с дошкольным возрастом школьник уже с младших классов вступает в более широкий круг социального общения, при этом социум предъявляет более строгие требования к его поведению и личностным качествам. Требования выражает учитель, родители, характер учебной деятельности, сверстники – вся социальная среда. [3]
1. Понятие и сущность самооценки и уровня притязаний и их взаимосвязь
1.1 Самооценка: понятие, сущность, виды
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре дают следующее определение самооценке:
Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи ит.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. ............