Введение
Геополитика как наука сформировалась во второй половине ХХ века. Само понятие ввёл шведский учёный Рудольф Челлен, дав ему следующее определение:
«Это — наука о Государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве» В современной интерпретации геополитика – это наука о пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями – ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами - "география как судьба".
В СССР долгое время геополитика была под запретом, как «буржуазная наука», на Западе же за короткий срок она стала чрезвычайно популярной дисциплиной в вопросах стратегического и военного планирования, и в настоящее время преподавание этой науки является обязательным во всех высших учебных заведениях Запада, готовящих руководителей государств и ответственных аналитиков. В России реабилитация геополитики и повышенный в последнее время интерес к ней обусловлены резким изменением в результате распада СССР, баланса сил в мире в ущерб нашим национальным интересам. Отставание в разработке геополитических проблем в российской науке во многом обусловило проигрыш в «холодной войне» с Западом. Между тем, набор актуальных геополитических тем очевиден. Это в частности:
. новое геополитическое положение России;
. история и современная оценка концепции евразийства;
. национальный и религиозный факторы в геополитической проблематике;
. проблемы русскоязычного населения в ближнем и дальнем Зарубежье;
. территориальные претензии к России.
При этом невозможна разработка современных концепций геополитической науки без всестороннего изучения исторического наследия, оставленного нам родоначальниками геополитики: Фридрихом Ратцелем, Рудольфом Челленом и Хэлфордом Макиндером.
1. Отношения России и Португалии: истоки и традиции
По иронии истории - а может быть, не по иронии, а в силу глубокой исторической обусловленности всех событий - мы в 1999 г. отметили знаменательную и в историческом отношении очень значимую дату – 220-летие установления дипломатических отношений между Россией и Португалией. В этих двух датах, двух цифрах заложен глубокий символический смысл - и сегодня мы можем сказать, что когда 25 лет назад, в июне 1974 г., после "революции гвоздик", были восстановлены двусторонние отношения (не функционировавшие более полувека - с 1918 по 1974 г.), это было восстановлением прерванной связи времен, той нити истории, которая традиционно соединяла наши страны.
Первые попытки установления контактов относятся к периоду с начала до 70-х годов XVIII в., когда состоялись неофициальные переговоры между дипломатами двух стран, аккредитованными в различных столицах Европы. Россию к установлению этих отношений побуждали внутренние, прежде всего экономические, интересы, составлявшие в конце XVII в. приоритетное направление политики Петра I. По его инициативе в начале XVIII в. в Лондоне были предприняты переговоры между двумя странами. В Архиве внешней политики Российской Империи сохранилось предписание Петра I канцлеру Г.И. Головкину от 1722 г. о назначении дипломатических представителей в Европу с личной припиской царя: "а еще надобно в Португалию". Переговоры затянулись, однако, почти на полвека и получили свое продолжение во времена правления маркиза Помбала (1750 - 1777 гг.). Португальская сторона тщательно изучала возможные выгоды для своей страны от сближения с Россией, и наконец, решение было принято: 17 октября 1778 г. ............