Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
 Московский Педагогический Государственный Университет
 Дефектологический факультет
 Кафедра логопедии 
 КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
 Развитие словаря у детей с моторной алалией
 Выполнила:
 студентка III курса, 305 группы
 Кузнецова Ю.В.
 Руководитель:
 Доцент, к.п.н. кафедры логопедия
 Сафонкина Н.Ю.
 Москва, 2007
 
  Содержание
 Введение
 Глава 1. Развитие речи в норме
 1.1  Развитие пассивного словаря
 1.2  Развитие активного словаря
 Глава 2. Становление речи при моторной алалии
 2.1 Развитие речи детей с моторной алалией
 2.2 Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией
 2.3 Характеристика пассивного словаря у детей с моторной алалией
 Глава 3. Развитие словаря у детей с моторной алалией
 3.1 Общие сведения по развитию речи у детей с моторной алалией
 3.2 Развитие пассивного словаря
 3.3 Развитие активного словаря
 3.4 Практические задания
 Заключение
 Список литературы
 
  Введение
  
 Проблема развития словарного запаса занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является особо актуальным.
 В исследованиях ряда авторов (Г.С. Гуменная, В.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и другие) отмечается, что у детей с моторной алалией наблюдаются трудности усвоение лексических закономерностей родного языка.
 Прежде чем разбирать особенности словарного запаса и его формирования у детей с моторной алалией, нужно понять, что собой представляет словарь.
 Словарь — это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
 Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
 Цель исследования: изучить особенности формирования словаря у детей с моторной алалией.
 Задачи:
 ·  показать особенности развития пассивного и активного словаря у детей с моторной алалией;
 ·  рассмотреть методы формирования словаря у детей с моторной алалией.
 
  1. Развитие речи в норме
  
 1.1 Развитие пассивного словаря
 Исследователи выделяют разное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.
 Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный и этап самостоятельного оформления речи.
 А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
 1-й - подготовительный - до 1 года;
 2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
 3-й - дошкольный - до 7 лет; 
 4-й - школьный. 
 В каждом из этапов можно выделить два важных момента: развитие пассивного словаря и развитие активного словаря.
 Возможность развития понимания речи (пассивного словаря) на первом году жизни определяется уровнем зрительного и слухового восприятия.
 Не сразу дети овладевают пониманием слова во всей полноте его смысла и звучания.  ............