Контрольная работа
по предмету:
« История России»
Тема: «Развитие исторической науки в России. Исторические школы, концепции, формационный и цивилизационный подходы.
Выполнил: студентка вечернего
отделения 1 курса,
группы 11 Э
Проверил:
План.
1.Развитие исторической науки в России.
2.Исторические школы.
3.Концепции развития исторической науки.
4.Формационный подход в исторической науке.
5.Цивилизационный подход в исторической науке.
1.Развитие исторической науки в России.
История России как наука имеет свою историю, и ее надо знать. Если история как наука представляет собой систематическое изображение развития обществ во времени, то возникает естественный вопрос: когда русская история стала наукой. Оказывается, не так и давно и не сразу. Превращение истории России в науку происходило постепенно.
Стремление описывать историю России, как это хорошо показал С.Ф. Платонов, проявилось сначала в составлении древних летописей, затем - «хронографов», «синопсиса». Особенности летописей и хронографов- содержание беспорядочных сведений о событиях из преданий и легенд. Затем в трудах немецких ученых И.Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, работавших в России при Петре и позже, в трудах русских ученых В.Н. Татищева, М.П. Погодина, М.М. Щербатова(XVIII)
Однако первый цельный взгляд на историческое прошлое России был изложен лишь в начале XIX в. Н.М. Карамзиным в его 12-ти томном труде « История государства Российского». В русской истории он видел и осветил как главный процесс – создание национального государственного могущества, к которому привели Русь ее талантливые деятели. Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв).
После Карамзина известными были историки Н.А. Полевой, М.Т. Каченовский, Н.Г. Устрялов. Но строго научная цельность исторических воззрений впервые была выражена у нас в 40-х годах XIX в. в трудах С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина, заложивших основы историко-юридической школы в исторической науке в России, и историческая наука в России достигла, наконец, своей зрелости.
2.Исторические школы.
Дальнейшее развитие исторической науки в России проявлялось в форме образования исторических научных школ.
Термин «историческая школа» подразумевает круг, ученых, придерживающихся сходных взглядов ( метод типологии).
С.Ф. Платонов выделил:
1. Германскую историческую школу;
2. Историко-юридическую школу в России (серединаXIX в.);
3. Историко-экономическую школу ( конецXIX- нач.XX вв.)
Затем выделяется школа советских историков (XX век).
Ученые германской исторической школы (XVIII-нач.XIX вв.) считали, что человеческое общество развивается как организм, по строгим объективным законам, отвергнуть которые не может ни случайность, ни личность, какой бы гениальной она ни была. И задача историков- обнаруживать эти законы, вооружать знанием их общество. Отсюда требование к историкам: выводы должны быть обоснованы фактами, вытекать из фактов. Без фактов нет науки в истории.
Именно германские ученые своим жестким требованием превратили историю из вольных рассказов, былей- небылиц в строгую науку. ............