Реферат на тему:
"Пятое и шестое расширение Европейского Союза"
Введение
Среди наиболее важных вопросов курса «Истории европейской интеграции» занимает изучение этапов расширения Европейского Союза, в том числе пятого и шестого расширений – принципиально нового варианта присоединения стран к ЕС по сравнению со всеми ранними этапами, отличающийся рядом особенностей. Данные этапы расширения уникальны – подобного прецедента никогда не было с точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию исторического опыта и культур.
Кроме того, актуальность данной темы объясняется и тем, что интеграция в Европейский Союз занимает передовое место среди внешнеполитических приоритетов европейский стран, в том числе и Украины. Опыт вступления Центрально-Восточных стран Европы прежде всего необходимо изучить украинским специалистам, чтобы в перспективе подготовка вступления в ЕС не затягивалась.
1. Возникновение и реализация проекта пятого и шестого расширения Европейского Союза
Расширение Европейского Союза – это процесс распространения Европейского союза посредством вступления в него новых европейских государств.
Государства восточноевропейского региона еще в начале 90-х гг. были заинтересованы в углублении сотрудничества с ЕС и включении в процесс европейской интеграции, с чем они связывали надежды на быстрое завершение процесса системных преобразований. Кроме того, в расширении ЕС на восток были заинтересованы и некоторые страны-члены ЕС, среди которых особенно следует выделить Германию. Именно Германия заинтересована в сохранении политической стабильности в странах, которые находятся на востоке ее границ и куда направляются 53% ее экспорта [5, 296].
Первым шагом на пути расширения зоны европейской интеграции на восток стало заключение соглашений об ассоциации между ЕС и странами ЦВЕ, получивших название Европейских соглашений, которые предусматривали в неопределенный срок вступление в ЕС. В 1991 г. соглашения об ассоциации были заключены с Венгрией, Польшей, в 1993 г. – с Румынией и Болгарией, в 1994 г. – с Чешской Республикой и Словакией, в 1995 г. – со Словенией [5, 296].
В 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене было принято решение о том, что ассоциированные страны Центрально-Восточной Европы при наличии волеизъявления с их стороны, могут стать членами Европейского Союза, выполнив ряд «копенгагенских критериев», в числе которых были названы:
– наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту национальных меньшинств;
– наличие конкурентоспособной рыночной экономики, способной справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе;
– готовность принять на себя обязательства членства, включая стремление стать членами Экономического и валютного союза [6, 68 – 69].
Установление четких критериев членства для стран ЦВЕ послужило основой для подачи официальных заявлений государств с просьбой о принятии в члены ЕС: Венгрии и Польши – в 1994 г., Румынии, Словакии, Латвии, Эстонии, Литвы и Болгарии – в 1995 г., Чехии и Словении – в 1996 г. [3, 21].
В 1994 г. Европейским Союзом была одобрена программа подготовки этих стран к вступлению в ЕС – так называемая Белая книга «Подготовка ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Европейского Союза».
Важное значение имели решения заседания Европейского совета в Мадриде в декабре 1995 года. ............