Часть полного текста документа:Опыт работы подростковых психоаналитических групп Коновалова Л., Волкова С. Работа подростковых психоаналитических групп ведётся в течение трёх лет на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Развитие". Одна группа работает в течение двух лет, две другие - в течение одного года. Каждая группа работает по одному часу в неделю. Возраст подростков - 12-14 лет. Количество участников группы - 8-9 человек. Большую часть группы составляют мальчики. В группу входят интеллектуально сохранные подростки со школьной дезадаптацией. Запрос, с которым обращаются родители подростков в Центр: снижение мотивации к обучению или полный отказ от посещения школы, связанный с конфликтными отношениями с учителями и группой сверстников. В основном в состав группы входят дети разведённых родителей, дети, имеющие отвергающую мать, дети-инвалиды, дети из социально неблагополучных семей. На базе Центра находится школа для обучения данного контингента подростков. При вхождении ребенка в новую школу, школа в целом воспринимается им как отвергающая или преследующая мать. Таким подросткам свойственна плохая интеграция между Я-концепцией и концепциями значимых других, противоречивость в восприятии самого себя, поверхностное восприятие других, непоследовательность и хаотичность поведения. Диффузная идентичность таких подростков снижает их способность к эмпатии с окружающими и способность к реалистической оценке и предсказанию собственного поведения и поведения других людей. Вследствие этого их объектные отношения являются высоко конфликтными, хотя они могут быть и достаточно интенсивными, но хаотическими и сцепленными с отношениями со значимыми другими. Особенностью этих подростков является повышенная фиксация на собственном аффективном состоянии и высокая интенсивность проявления эмоциональных реакций. Эти особенности накладывают отпечаток на подростковую группу в целом. Отличительной особенностью группы таких подростков является: 1. Разрозненность, отсутствие неформальных отношений и отношений взаимопомощи. 2. Отсутствие характерных подростковых реакций: группирования со сверстниками, подростковой имитации, эмансипации. 3. Протестные реакции связаны не с подростковостью, а с особенностями раннего травматического опыта. Терапевтическая группа таких подростков отличается очень низким уровнем вербализации, используя для символического отреагирования различные предметы и отыгрывание в действии. Исходя из вышесказанного, можно сделать предположение о преобладании доэдипальных проблем в школьной дезадаптации у данного контингента подростков. Обобщая опыт работы группы, мы выработали представление о групповых процессах в подростковых группах, особенностях групповой динамики и техниках работы с подростками-дезадаптантами, а также исследовали влияние окружения на работу группы и влияние ребенка-инвалида на особенности групповой динамики. Стадии развития подростковой группы. При выделении стадий развития группы мы опирались на теорию объектных отношений и положения Биона. 1. Безобъектная стадия по Спитцу или фаза нормального аутизма по Малер. ............ |