ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
Учебная дисциплина: «Юридическая психология»
Тема: «ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
студентки 5 курса гуманитарного факультета
«Защищен»____________
«Оценка»___________
Одесса-2008г.
План
Введение. 3
1. Исправительно-трудовая психология. 4
1.1 Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии. 4
1.2 Методы психолого-педагогического воздействия в учреждениях по исполнению наказаний. 7
Заключение. 11
Список использованной литературы.. 12
Введение В одной из первых работ (1925), посвященных раскрытию проблем воспитательно-трудовой психологии, М.Н. Гернет писал: «Не спертый и тяжелый воздух в тюремной камере, не количество воздуха, приходящееся на арестанта интересует автора этих строк, а живая душа человека, заключенного в тюрьму, с особенностями его переживаний за высокими стенами, за крепкими дверями, под охраной внутренней и внешней».
Основы исправительной психологии были заложены еще в ХІХ веке, когда в обществе стали формироваться идей гуманизации тюремного наказания и ученые, приступив к изучению влияния лишения свободы на психику и поведение человека, пришли к выводу о необходимости использования психологических знаний в работе по перевоспитанию осужденных.
Цель данной работы раскрыть сущность исправительно-трудовой психологии и описать методы психолого-педагогического воздействия на осужденных – людей, совершивших преступление.
1. Исправительно-трудовая психология 1.1 Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии Сегодня в структуре Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний находится 180 учреждений, в том числе 131 исправительная колония, из которых 12 - для содержания женщин, 11 воспитательных колоний для несовершеннолетних и 33 следственных изолятора. В исправительных колониях находится около 150 тыс. лиц [4].
Исправительная (с 90-х годов пенитенциарная) психология как отрасль юридической психологии определяет условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях. В частности, данная отрасль исследует интеллектуальные и личностные свойства правонарушителей, процесс их адаптации к пребыванию в исправительно-трудовых учреждениях психические состояния, вызванные лишением свободы, методы и приемы воспитательной работы с этой категорией лиц, формирование позитивной установки на исправление и др.
Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.
Различные формы воздействия на осужденных составляют систему методов, способствующих их подготовке к будущей жизни на свободе. Существует необходимость создания у осужденных положительной структуры потребностной базы для последующего развития у них положительной структуры связей, формирования основы для восприятия положительного социального опыт [4]. ............