Учебная дисциплина: КАРЬЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ
 Реферат на тему: «Карьерные автомобильные дороги»
 Выполнил студент: Сергуня
 Петрозаводский государственный университет
 Костомукшский филиал
 Республика Карелия, 2009 год
  Содержание:
 1.         Параметры карьерных автодорог
 2.         Содержание и ремонт карьерных автодорог
 3.         Список использованной литературы и источников 
  ПАРАМЕТРЫ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
 Наибольшее распространение в мире по количеству карьеров и объему перевозок занимает автомобильный транспорт. Особенно широкое распространение автотранспорт получил в карьерах по добыче цветных и железных руд, горно-химического сырья, строительных материалов. Причем автомобильный транспорт используется и, как основной вид транспорта, и в комбинации с конвейерным и железнодорожным.
 В качестве основного вида автомобильный транспорт получил распространение: при строительстве карьеров, при разработке месторождений, имеющих включения пустых пород; при разработке месторождений малой и средней мощности; при сравнительно небольших расстояниях транспортирования (до 3-4 км); при разработке месторождения, расположенного вдали от магистральных дорог и мощных энергетических ресурсов.
 Схемы движения автотранспорта определяются горнотехническими условиями разработки месторождения и направлением транспортирования полезных ископаемых и вскрышных пород. Связь рабочих горизонтов с поверхностью может осуществляться прямыми, спиральными, петлевыми съездами и их комбинацией.
 При разработке месторождений с горизонтальным и слабонаклонным залеганием полезного ископаемого при небольшой глубине, а также на нагорных карьерах применяются прямые съезды. В глубоких карьерах с ограниченными размерами в плане получили распространение спиральные съезды. При значительной глубине и при разработке месторождений на склоне горы, когда достигнуть заданных отметок прямым съездом не удается, используются петлевые съезды. В большинстве карьеров распространение получили комбинированные съезды, причем чаще комбинация спиральных и петлевых.
 Автодороги в карьерах разделяют: 
 - по характеру перевозимого груза – на производственные (технологические, служащие для транспортирования полезного ископаемого к пунктам разгрузки и вскрыши в отвалы) и служебные (хозяйственные – для перевозки хозяйственных и вспомогательных грузов и оборудования);
 - по условиям эксплуатации – на постоянные (стационарные), рассчитанные на длительный срок эксплуатации, и временные со сроком службы до трех лет, перемещаемые вслед за продвижением фронта работ.
 Главным признаком, характеризующим конструкцию и параметры автодороги является грузонапряженность (количество груза с учетом всех видов перевозки в тоннах, переводимое по данному участку дороги в единицу времени), в зависимости от которой дороги подразделяются на три категории:
 Грузонапряженность (млн.т брутто в год) при использовании автосамосвалов грузоподъемностью Категория дороги до 75 т более 75 т свыше 15 свыше 25 I 5 + 15 8 + 25 II до 5 до 8 III 
Основные параметры и конструкция дорог разных категорий должна соответствовать требованиям действующих СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт».
 Примерное распределение карьерных автодорог по категориям и средней скорости движения приведено в таблице:
 Характеристики и назначение дороги Время существования Средняя скорость движения км/ч Категория дороги Постоянные дороги Главные дороги, связывающие карьер с обогатительной фабрикой, складом, перегрузочным пунктом и т.д. Срок разработки месторождения до 50-60 I Главные съезды и заезды в карьер То же, но с изменением длины по мере разработки до 20-25 I Магистральные от главных съездов в карьер до отвалов Срок существования отвала (8-10 лет) до 30-40 I Заезды на отвалы То же до 15-20 II Дороги на поверхности отвала, связывающие ряд участков Срок отработки группы горизонтов (3-5 лет) до 20-25 II Временные дороги Проезды по уступам и заезды к экскаваторам Срок эксплуатации горизонта (1-2 года) до 10-15 III Проезды на отвалах и дорогах на отсыпаемых участках Срок эксплуатации отсыпаемого участка до 10-15 III 
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна с искусственными сооружениями, проезжей части и обочин.  ............