На правах рукописи
  
  
  
 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
 У ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
13.00.01 – общая педагогика,
 история педагогики и образования
 АВТОРЕФЕРАТ
 диссертации на соискание ученой степени
 кандидата педагогических наук
 Чебоксары – 2008
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  
 Актуальность исследования. В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
 Сегодня данные ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Утрате ценностей способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимся социальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой потеряна вертикальная традиция преемственности поколений, с существенным снижением этического стандарта, выразившимся в повсеместном распространении коррупции, порнографии, наркомании, в росте преступности, в маргинализации массовых культурных образцов, в сомнительных поведенческих примерах. Обострение проблемы приобщения к общечеловеческим ценностям вызвано также появлением молодежных группировок с расистскими, инфернальными установками, готовых к насилию, вандализму и правонарушениям. 
 Особенно тяжело в этих условиях приходится подросткам, которые составляют особую социально-демографическую группу, еще не обладающую достаточным нравственным и социальным иммунитетом.
 Исследователи (Е.В. Бондаревская, С.К. Бондырева, Б.Т. Лихачёв, Н.Д. Никандров, И.В. Павлов, Л.Ю. Сироткин, Д.И. Фельдштейн и др.) подчеркивают сложность процессов, происходящих в подростковой среде, и признают заметное ухудшение ее духовного состояния, характеризуют его как нестабильное и не обеспечивающее необходимых возможностей жизненного самоопределения. 
 Поэтому оказание помощи подросткам в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, построение такого воспитательного пространства, которое «формировало бы жизнеспособность личности, т. е. способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а развиваясь в созидательном направлении» (Н.Д. Никандров) являются приоритетными задачами современной общеобразовательной школы.
 В «Уставе общеобразовательной школы» в построении такого пространства важное место отводится классному руководителю - организатору воспитательного процесса в первичном коллективе. 
 Вместе с тем проведенное нами изучение показало, что значительная часть современных классных руководителей общеобразовательных школ испытывают определенные трудности в организации воспитательной работы с учащимися подросткового возраста, не владеют достаточными теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками формирования ценностных ориентаций. 
 Степень разработанности проблемы исследования. Проблема формирования ценностных ориентаций сложна и многогранна. Ее пытались решить еще Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и другие великие мыслители античности.  ............