Часть полного текста документа:Археологические находки в Киеве В. Пуцко Произведения искусства древнего Киева, казалось бы, вряд ли могли уцелеть после опустошительного монголо-татарского нашествия 1240 года. Но вот в течение последнего десятилетия археологи начали обнаруживать артефакты, заставившие о себе заговорить1. Самым щедрым на открытия стал сезон 1998 года, принесший несколько примечательных изделий византийских мастеров; некоторые из них могли быть изготовлены и в Киеве. Сказанное, несомненно, относится к большому шиферному рельефу, найденному 17 марта 1997 года на территории Михайловского Златоверхого монастыря, теперь вновь отстроенного. В технике рельефной резьбы в соответствии с установившейся в восточнохристианском искусстве иконографической схемой здесь изображено чудо обращения в христианство великомученика Евстафия Плакиды - сюжет, известный по образцам каменной резьбы и особенно книжной миниатюры2. Первоначально эта плита находилась над входом в построенный князем Изяславом Ярославичем в 1060-е годы собор Димитриевского монастыря, расположенного рядом с появившемся лишь в начале XII века Михайловским Злаговерхим 3. В 1998 году в том же монастыре археологи в числе различных вещей домонгольского времени обнаружили шлифованный миниатюрный каменный топорик примерно IV тысячелетия до Рождества Христова, точнее, его сохранившуюся часть размерами 5,1х3,4х2,2 см4. Интересно, что обе стороны изделия украшены изображениями Богоматери Великой Панагии и первомученика архидиакона Стефана, безупречными по рисунку. Это можно объяснить желанием превратить языческий амулет в произведение христианского искусства - так, к примеру, около 1128 года наносили на поверхность двинских, или Борисовых, камней в Беларуси кресты с надписями5. Изображения на ритуальном топорике-амулете по манере исполнения подобны фигуркам на византийских иконах - менологиях - с их изящными фронтальными ракурсами. Иконография и стиль вместе с эпиграфическими признаками сопроводительных надписей позволяют датировать их первой половиной XII века. Рельеф углубленный, обычный для гемм, довольно хорошо известных в Византии, унаследовавшей это искусство от античности. При раскопках на Большой Житомирской улице, 20 в 2001 году была открыта фрагментарно сохранившаяся византийская икона из глинистого сланца голубого оттенка (12,8х8,8х0,4-0,6 см). Она расколота на несколько частей, в целом образующих створку диптиха с почти полукруглым завершением, плоскость которого заполнена попарно расположенными в три ряда композициями праздничного цикла: Вход Господень во Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад (Воскресение), Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов и Успение. Подобное расположение предполагает размещение на другой части диптиха сюжетов Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Богоявления, Преображения и Воскрешения Лазаря (примером может служить диптих XII века в Кити возле Ларнаки на Кипре). Эти каменные диптихи генетически связаны с образцами X-XI веков, изготовленными из слоновой кости. На киевском фрагменте удовлетворительно сохранились лишь изображения Распятия, Вознесения и Успения, от других остались только части композиций, впрочем, опознаваемых. Из числа известных стеатитовых рельефов данной группы полный цикл представлен только на иконе в ризнице Толедского собора. ............ |