Часть полного текста документа:Зураб Константинович Церетели Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели давно и хорошо известен, как создатель сверкающих мозаик и эмалей, излучающих свет витражей, грандиозных композиций из литого и чеканного металла и в то же время выдающегося художника-живописца с запоминающимся и ярким стилем станковых произведений. Более сорока лет назад стремительно и мощно начал свою художественную деятельность, и чем далее идет она, тем более удивительным кажется непрерывный подъем и расширение диапазона его творчества. Идут годы, совершаются политические и экономические перемены, сменяются целые исторические эпохи - титаническая работа Зураба Церетели продолжается и становится все масштабнее и значительнее. Художник "побеждает" город за городом, одну страну за другой, его монументальные произведения появляются в Токио и Бразилии, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Севилье. Его творческая работа приобретает ярко выраженный глобальный характер, и в то же время он неизменно остается верен национальным устремлениям искусства Грузии и России, которые его воспитали. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в семье грузинского интеллигента, сохранявшей старинные традиции. Его отец, Константин Георгиевич, известен в Грузии как инженер-строитель. Заметное влияние на пытливого и восприимчивого ребенка оказал дядя, брат его матери известный живописец Георгий Нижерадзе. В его доме, где мальчик провел значительную часть своего времени, постоянно бывали крупнейшие деятели культуры, видные художники - Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши. В 1952 году Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств. Ему не пришлось долго выбирать себе профессию: призвание рано проявило себя, общение с крупнейшими мастерами утвердило его в желании стать художником. В те годы Академия художеств в Тбилиси была одним из основных центров, где сохранялась классическая художественная культура. Здесь преподавали не только уже упоминавшиеся знаменитые мастера, но и целый ряд прославленных профессоров Академии художеств в Петербурге, вынужденных уехать на Кавказ. Они передали З.Церетели богатейшие традиции российской художественной культуры, сохранившиеся в их творчестве со времени "серебряного века". Особенно значительную роль сыграли в этом профессора П.А.Шарлемань и В.Н.Шухаев, мастера классического рисунка. Благодаря своим учителям З.Церетели получил великолепную академическую школу, которую сохранил на всю жизнь, несмотря на постоянное стремление к творческим поискам. 1958 году уже при выпуске из Тбилисской академии его тяга к эксперименту, к стремлению найти новые средства выражения привели художника к конфликту с официальным направлением в живописи. Его дипломная работа "Песнь о Тбилиси", получившая горячее одобрение М.Сарьяна, тем не менее не была допущена до защиты из-за "элементов условности". Церетели проявил ещё одно качество, которое пройдет через всю его жизнь. В считанные дни он написал для диплома портрет одного из своих друзей, и он был принят Академией. Не случайно местом первой работы Зураба стал Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. ............ |