Жизненный цикл автоматизированной системы
Современные информационные системы разрабатываются на основе стандартов. Стандарты жизненного цикла определяют то, как создается, развертывается, применяется и ликвидируется система.
Под жизненным циклом системы обычно понимается непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы
1. Анализ первичных требований и планирование работ
Данный этап предваряет инициацию работ над проектом.
Его основными задачами являются: анализ первичных бизнес-требований, предварительная экономическая оценка проекта, построение план-графика выполнения работ, создание и обучение совместной рабочей группы.
2. Проведение обследования деятельности предприятия
В рамках данного этапа осуществляется:
- предварительное выявление требовании, предъявляемых к будущей системе;
- определение оргштатной и топологической структур предприятия;
- определение перечня целевых задач (функций) предприятия;
- анализ распределения функций по подразделениям и сотрудникам;
- определение перечня применяемых на предприятии средств автоматизации.
При этом выявляются функциональные деятельности каждого из подразделений предприятия и функциональные взаимодействия между ними, информационные потоки внутри подразделений и между ними, внешние по отношению к предприятию объекты и внешние информационные взаимодействия.
3. Построение моделей деятельности предприятия
На данном этапе осуществляется обработка результатов обследования и построение моделей деятельности предприятия следующих двух видов:
модели "как есть", представляющей собой "снимок" положения дел на предприятии (оргштатная структура, взаимодействия подразделений, принятые технологии, автоматизированные и неавтоматизированные бизнес-процессы и т.д.) на момент обследования и позволяющей понять, что делает и как функционирует данное предприятие с позиций системного анализа, а также на основе автоматической верификации выявить ряд ошибок и узких мест и сформулировать ряд предложений по улучшению ситуации,
модели "как должно быть", интегрирующей перспективные предложения руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков и позволяющей сформировать видение новых рациональных технологий работы предприятия.
Переход от модели "как есть" к модели "как должно быть" осуществляется следующими двумя способами.
1) Совершенствование технологий на основе оценки их эффективности. При этом критериями оценки являются стоимостные и временные затраты выполнения бизнес-процессов, дублирование и противоречивость выполнения отдельных задач бизнес-процесса, степень загруженности сотрудников ("легкий" реинжиниринг).
2) Радикальное изменение технологий и переосмысление бизнес-процессов ("жесткий" реинжиниринг).
Построенные модели являются не просто реализацией начальных этапов разработки системы и техническим заданием на последующие этапы. ............