Часть полного текста документа:Оглавление Введение ...........................................................................2 Глава I. П.А. Кропоткин - Человек и Анархист.......................4 §1. Жизненный путь П.А. Кропоткина......................................4 § 2. П.А. Кропоткин и Западная Европа....................................12 Глава II. Основы "кропоткинизма" и его исторический анализ.......18 §1. "Кропоткинизм" и критики...............................................18 §2. П.А.Кропоткин и проблема революционного терроризма.........35 Заключение........................................................................47 Список использованной литературы........................................49 Введение Данная работа посвящена жизни и деятельности великого человека, ученого и революционера, внесшего значительный вклад в развитие мировой общественной мысли (исторической, философской), в развитие страны вообще и не только России; человека, сочетающего в себе черты мягкого, доброго, сочувствующего, действительно гуманиста и жесткие, своевольные черты собственно революционера - анархиста, создателя теории анархизма. Имя этого человека - Петр Алексеевич Кропоткин. Его работы не слишком известны ныне в Европе, да и в России ими мало кто интересуется, а программа обучения философии знакомит скорее с такими личностями, как Фрейд, Прудон, Ницше и другие, а в истории и вовсе, разве что при изучении движения анархизма в начале ХХ века вскользь упомянуто имя Кропоткина как теоретика вышеназванного течения. Мы же считаем, что труды этого человека, да и сама его непростая жизнь, заслуживают более пристального внимания. Очень интересны его работы, несущие в первую очередь проблемы нравственности, этики, это необычное сочетание человека - анархиста (представляющегося обычно жестоким тираном, идущим к цели с помощью террора) и человека, в ком сильно развито чувство эмпатии. Этот человек, столько сделавший для развития науки, философии, истории в России, вынужден был скитаться больше половины своей жизни по далеким странам, потому что блестящей карьере, открывавшейся перед ним, он предпочел революционную деятельность. И там, вдали от родины, П.А.Кропоткин не бездействовал - сейчас историки определяют великое место его учений среди европейской общественной мысли. Читая материалы некоторых критиков - исследователей, возможно увидеть в их представлении Кропоткина - революционера, истинного террориста, который противоречит сам себе - размышляет о нравственности и одобряет убийство. Хотелось бы показать в этой работе, что нельзя понимать содержание человека по его принадлежности к какому - либо течению. Попытаемся разобраться, на самом ли деле под высоконравственным обличьем скрывается человек, для которого неважно, с помощью каких средств он достигнет своей цели. Сейчас, действительно, эта проблема изучается сравнительно мало и отзывов наших современников о Кропоткине найдено немного, поэтому за основу нашей работы, в большей части, взяты исследования современников самого Кропоткина, таких, как А.Боровой, И.Гроссман-Рощин и других. Конечно, в одной работе невозможно охватить всю жизнедеятельность П.А.Кропоткина и дать ей оценку, и поэтому представляется целесообразным отразить лишь некоторые аспекты его работ. Мы хотим исследовать подробно и проанализировать одно из основных положений учения Кропоткина - учение о социальном федерализме, рассмотреть, как сам Кропоткин толкует свои взгляды, и как на это смотрят различные ученые - критики. Итак, тема исследования: жизнедеятельность П.А.Кропоткина и ее место в развитии мировой общественной мысли. Объектом исследования является развитие мировой общественной мысли. Предметом исследования стала жизнедеятельность П.А.Кропоткина и ее место в развитии мировой общественной мысли. Цель работы мы поставили следующую: показать и доказать на основе анализа различной историко-философской литературы, что деятельность П.А.Кропоткина заслужила огромного внимания в данное время с целью исследования учения не только как исторического и философского, но и нравственно-этического, а также занимает весьма значительное место в развитии мировой общественной мысли. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. ............ |