Часть полного текста документа:Живопись Азербайжана Современное искусство Азербайджана пришло на смену богатому и самобытному художественному наследию тысячелетий. Традиции изобразительного искусства Азербайджана восходят к далеким временам. Одна из наиболее богатых коллекций наскальных рисунков в мире - Гобустан - наиболее древний памятник изобразительного искусства. Более 4.000 рисунков Гобустана воссоздают сцены охоты, жатвы, ритуальных танцев. Самые древние из рисунков датируются VIII-VII тысячелетием до нашей эры. Кроме Гобустана, в Азербайджане также обнаружены древние наскальные рисунки на горе Гемигая, за которую, по преданию, зацепился ковчегом Ной во время всемирного потопа, а также в Кельбаджарском районе. О богатых художественных традициях азербайджанских мастеров говорят прекрасные образцы ремесла древности, античная глиптика и торевтика Кавказской Албании, средневековая керамика Байлакана и Гянджи. Об этом напоминают средневековые мавзолеи Нахичевани и Ширвана с их ажурной резьбой и красочными изразцами, изящные ткани Шеки и Шемахи, затейливые узоры казахских, карабахских и кубинских ковров, полные экспрессии и декоративной выразительности средневековые тебризские миниатюры, тонкая каллиграфическая вязь рукописей. Миниатюрная средневековая живопись (книжная иллюстрация) азербайджанского народа входит в сокровищницу мировой культуры. Выдающееся художественное явление мировой культуры - тебризская школа XVI века. В Тебризе, рядом с местными художниками, плеядой разносторонне одаренных мастеров, возглавляемых Султаном Мухаммедом, работали его сын Мирза Али, а также Бехзад, Шейх-заде Хорасани, Ага Мирек Исфагани, знаменитые каллиграфы Шахмахмуд Нишапури, Дуст Мухаммед и другие. В Султанийе работал Мир Муссевир с сыном Мир Сеидом Али. Среди всех рукописей "Шахнаме" и "Хамсе", выполненных художниками ширазской, гератской, бухарской, казвинской, исфаганской школ XIV-XVII века, общепризнанными шедеврами считаются рукопись "Шахнаме" 1527-1537 года и знаменитый лондонский экземпляр "Хамсе" Низами 1539-1543 года, созданные Султаном Мухаммедом и художниками его школы. Примечательна "Золотая цепь" Джами, в изготовлении которой принимали участие ардебильские мастера. Миниатюры того времени окунают нас в поэтику окружающего мира, поражая теплыми и интенсивными красками, идеализированными фигурами людей, красотой живой природы. С последней четверти XVI века появляются миниатюры на отдельных листах, рисунки животных, птиц, цветов, портретные работы. Многолетние ирано-турецкие войны XVII века и междоусобные войны азербайджанских ханств в XVIII веке тяжело отразились на культуре. Однако, несмотря на сокращение строительства, возникают новые типы жилых зданий, резные и наборные деревянные украшения, декоративная роспись фасадов и интерьеров домов. Восхищают росписи дворца Шекинских ханов и дома Шекихановых в Нухе (Шеки), дома Мехмандарова в Шуше и многие другие. Монументальные стенные росписи Шекинского ханского дворца воплотили неисчерпаемое богатство фантазии, тонкость эстетического вкуса народа, его представления о прекрасном. За период с XVII по XIX века азербайджанские мастера продолжают создавать миниатюры. В экспозиции Азербайджанского Государственного музея искусств имени Р. ............ |