Часть полного текста документа:Житие княгини Ольги XVI века Карпов А. Ю. Святая княгиня Ольга была первой в России правительницей-христианкой. Она преставилась 11 июля 969 г., а спустя 30 лет, около 999/1000 г., ее внук, святой князь Владимир Святославич, Креститель Руси, перенес ее мощи в построенную им киевскую церковь Пресвятой Богородицы - так называемую Десятинную, где они и почивали открыто до разорения Киева монголо-татарами в 1240 г. Вероятно, со времени этого перенесения и начинается местное церковное почитание княгини Ольги. Уже древнейшая русская летопись прославляет ее как "предвозвестницу христианской земле"; похвала блаженной княгине Ольге - бабке святого Владимира - присутствует и в "Слове о законе и благодати" киевского митрополита Илариона, и в "Памяти и похвале князю Русскому Владимиру" Иакова мниха. К XII-XIII вв. относятся древнейшие редакции краткого проложного Жития святой княгини. Однако ее общецерковная канонизация произошла значительно позднее - едва ли раньше второй половины или даже конца XIV в., когда день памяти святой (11 июля) попадает в русские месяцесловы (см.: Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 87-88). До недавнего времени исследователям древнерусской агиографической (житийной) литературы были известны лишь несколько разновидностей краткого проложного Жития святой княгини, а также пространное и чрезвычайно подробное Житие, читающееся в составе так называемой Степенной книги царского родословия, составленной в начале 1560-х гг. (Житие Ольги открывает Степенную книгу и является своего рода торжественным вступлением к ней). Новая, ранее не известная редакция Жития была обнаружена в рукописи конца XVI в. из собрания ЦГАЛИ (Российский государственный архив древних актов. Ф. 187. Оп. 1. № 41. Л. 467-474). Эта рукопись представляет собой сборник житий русских и славянских святых, а также слов на русские праздники, в том числе псковских по происхождению. По меньшей мере два памятника определенно принадлежат перу известного псковского агиографа 40-60-х гг. XVI в. Василия (в иночестве Варлаама), сотрудника святого митрополита Макария в его работе над составлением Великих Миней Четьих, а впоследствии инока псковского Крыпецкого монастыря. Исследование состава сборника ЦГАЛИ № 41, а также текста самого Жития святой княгини Ольги позволяют высказать предположение о том, что и само Житие принадлежит перу Василия-Варлаама; по всей вероятности, оно было создано им около 1552-1554 гг. и предназначалось для т. н. Царского комплекта Великих Миней Четьих, поднесенного митрополитом Макарием царю Ивану Грозному. (См. об этом: Карпов А. Ю. Житие княгини Ольги в редакции псковского книжника Василия (в иночестве Варлаама) // Очерки феодальной России. Вып. 7. М., 2003. С. 66-88.) Впоследствии это Житие было переработано неизвестным псковским агиографом, и так возникла еще одна редакция проложного Жития княгини Ольги (так называемая Псковская, или сокращенная Псковская), изданная в свое время Н. И. Серебрянским (Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития: Обзор редакций и тексты. М., 1915. Приложения. С. 8-12). Вероятно также, что созданное Василием-Варлаамом Житие послужило одним из источников Степенной книги. О личности Василия-Варлаама известно немного. Псковский священник, он получил известность как автор житий и служб русским (главным образом, псковским) святым. ............ |