Часть полного текста документа: Женское предпринимательство 1. Введение Деловая женщина России - явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта. Научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства. Деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус - диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Эта последняя тенденция не только сблизила шансы мужчин и женщин, но, в силу ряда причин, дала известный приоритет женщинам. Годы перестройки вернули понятию "дела" рыночный, предпринимательский оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово "бизнес", многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки - торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа "деловых женщин" по своему составу шире, нежели группа "женщины бизнеса". В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин-государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, свой личностный типаж. Группа "женщин бизнеса" находится в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге, требует специальных исследовательских проектов. 2. Иностранный опыт 2. 1. Основные причины, побудившие женщин открыть свое дело. Американские социологи в 1991 году попытались ответить на вопрос о том, каков человек, решившийся открыть собственное дело. Исходные наблюдения: очень многие делают решительный шаг. И, как правило, на него решаются под давлением внешних обстоятельств. Каковы они? Представлю их по мере убывания значимости: 1) увольнение; 2) ощущение себя лишним на работе; 3) чувство неудовлетворенности достигнутым; 4) наличие собственных идей, планов и невозможность их реализации на традиционном месте работы; 5) появление нового начальника, навязанного коллективу; 6) перевод на новую должность или место работы, которое вас не устраивает; 7) столкновение с перспективой ликвидации Вашего предприятия; 8) достижение определенного возраста и неудовлетворенность жизненным достижением; 9) наблюдение за успехом друга, который основал собственное дело. Таким образом, можно заключить, что существует две важнейших причины решения женщины открыть свое дело: угроза потери привычного места работы и неудовлетворенность достигнутым в деловой жизни. Думается, что для российской женщины значимы обе из названных причин, но первая с неотвратимостью требует от женщины решения. ............ |