Федеральное агентство по образованию
Филиал Санкт-петербургского государственного инженерно-
Экономического университета
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
Контрольная работа
По дисциплине: История религии
Тема: Женщина в мусульманском обществе
Выполнила: студентка 2 курса заоч. отд
(на базе сред. образования)
Спец.080 105,группа № 6213 С
Михайлова О.Б.
Проверил: преподаватель
Саленко Ольга Алексеевна
Г. Псков 2007
Оглавление
1. Мусульманская женщина: сложные последствия наложенных ограничений...
2. Брак в Исламе
Заключение
Список используемой литературы
1. Мусульманская женщина: сложные последствия наложенных ограничений...
Восточная женщина и “графический круг чадры".
Термин - “гедонизм" - взятый от древних греков, - как известно, означает наслаждение, блаженство. В мусульманском мире хиджаб (чадра, покрывало) и его пространственный символ - стены гарема, как это не странно, тесно связаны с понятием и содержанием гедонизма. В средние века хиджаб выполнял охранительные функции женщины от гедонистической агрессивности чужих мужчин. Вместе с тем, однако, хиджаб очерчивал и гедонистический круг для мужа, которому принадлежала женщина. То есть хиджаб как бы вычерчивал вокруг женщины “черную окружность” и последняя служила кругом гедонизма мужа. Хиджаб являлся “стеной”, устанавливающей границы восприятия мужем собственной жены. Таким образом, между стенами и чадрой существовала конкретная синонимичность, направленная по первоначальному замыслу культурной традиции на охрану женского достоинства.
Теперь же взглянем на прямо противоположные результаты целям, предусмотренным культурой “сокрытия лица”.
Культура сокрытия, “утаивания женщины в текстиле" ригористически направлена против мужской сексуальности. С помощью морали же символы чести и достоинства еще более усиливают эту жесткость, а, кроме того, идеологизируют ее. Однако опять же можно заметить, что, если в одном плане ужесточаемый “укрытием лица” моральный ригоризм и приводит к преследующим им результатам, в другом плане - он порождает альтернативу своим задачам.
Если мы обратимся к средневековой мусульманской поэзии Востока, то увидим, что направленный против женщин ригоризм Шариата так не смог утвердиться в стихах того периода. На Востоке трудно выискать хотя бы один стих, восхваляющий созданный Шариатом тип идеала Женщины. Стоящая в центре мусульманской поэзии прекрасная дама, часто обозначенная термином “афет”[1], ни по своему поведению, ни по своей психологии никак не соответствует “концепции женщины" Шариата. Однако ее антитетичность Шариату, религиозной морали не подводит этот образ и под категорию восточных “беспутниц", “блудниц". Афеты (красавицы) занимают в галереи Женщин Востока особое промежуточное место. Они составляют некий средний ряд между женщинами Шариата и блудницами, женщинами для забавы. Однако эта срединность никак не символизирует обыкновенную посредственность. Это то промежуточное состояние, которое создает чарующий мир любовной поэзии, облагороженный и возвышенный именно как стихия творчества.
Исторические факты свидетельствуют, что средневековые поэты, сколь бы они не отличались в своей повседневной жизни по поступкам, психологии и осмыслению от простых людей, сколько бы не преподносили на все четыре стороны сюрпризы своей странности, все же не являлись, подобно богемным художникам ХХ века, носителями декаденсного сознания, не были субъектами необузданного маргинального поведения. ............