Часть полного текста документа:Зенит Наталия Дубова В 1964 году появилось сразу несколько интереснейших машин. Середина 60-х в СССР - расцвет полупроводниковой вычислительной техники во всем ее многообразии. Машины для управления производственными и оборонными объектами, для научных и инженерных расчетов, первые попытки сделать ЭВМ для экономики, легендарная БЭСМ-6, трансляторы с языков высокого уровня, собственные языки, первые реализации операционных систем - вот далеко не полный перечень достижений тех лет. Машины, причем очень разные, делают в Москве и Пензе, Минске и Ереване, Киеве и Вильнюсе. Время всеобщей унификации под эгидой ЕС ЭВМ еще не пришло, и конструкторское творчество инженеров расцветает пышным цветом. Появление нескольких машин связано с 1964 годом. "Во всей конструкторской деятельности одним из главных принципов я считал унификацию", - говорил Башир Рамеев, автор первого в стране семейства машин с информационной совместимостью и унифицированными конструктивными элементами. Рамеев называл свои "Уралы" - 11, 14 и 16 - "рядом" ЭВМ. Этим же термином будет первоначально обозначаться семейство машин разной производительности, но общей архитектуры, которое создавалось с конца 60-х по образу и подобию IBM 360. Но первенство в создании семейств принадлежит Рамееву. Он хотел строить из унифицированных устройств машины, как из кирпичиков, создавая системы разной мощности и назначения, а при необходимости формируя и целые вычислительные комплексы из таких систем. Эта идея во многом была реализована в семействе полупроводниковых "Уралов", серийный выпуск которых начался в 1964 году. Машины строились на базе унифицированного комплекса элементов "Урал-10" и включали унифицированный интерфейс с внешними устройствами и унифицированные устройства оперативной и внешней памяти. Один из главных разработчиков операционной системы и программного обеспечения "Уралов" Владимир Иванович Бурков впервые предложил формальное описание команд так, чтобы их одинаково могли понять как программисты, так и разработчики машин. В 1964 году начали выпускать машину, разработанную в Институте электронных управляющих машин (ИНЭУМ). С самого начала, с 1952 года, все машины коллектива Брука носили название "М" с соответствующим номером. Новая разработка, восьмая по счету, именовалась сложно: М4-2М. Причиной тому - полная перипетий история ее появления на свет. Мы уже рассказывали о специализированной машине М-4, которая создавалась Михаилом Карцевым и его коллегами для управления и обработки информации радиолокационной станции "Днепр". Эта машина в единственном экземпляре эксплуатировалась на станции и с 1962 года должна была пойти в серию. Однако неожиданно ее автор сам восстал против этого, доказывая, что машина слишком несовершенна, трудна в наладке и в производстве и что за срок, который понадобится для подготовки ее к серийному выпуску, можно сделать новую машину на более мощных транзисторах. Карцева поддержали коллеги и военные, но не поддержал Брук - поворот к новой машине грозил срывом сроков. И все же по постановлению правительства в серию пошла новая машина, которую, чтобы показать преемственность, назвали М4-2М (до этого была еще М4-М, модификация М-4). М4-2М - одна из лучших советских машин второго поколения, хотя в силу секретности ее назначения об этом мало кто знал. ............ |