ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Зависимость поведенческой культуры подростков
от уровня информированности по проблеме ВИЧ/СПИД
Барнаул 2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования поведенческой культуры подростков.. 10
1.1. Понятие поведенческой культуры.. 10
1.2. Нормы и ценности как средства социальной регуляции поведения.. 15
1.2.1. Нормы как образцы поведения человека.. 15
1.2.2. Классификация норм.. 18
1.2.3. Ценности как основополагающий элемент поведения человека.. 23
1.2.4. Классификация ценностей.. 27
ГЛАВА II. Основные аспекты поведенческой культуры подростков, связанные с проблемой ВИЧ/СПИД.. 34
2.1. Причины распространения ВИЧ-инфекции среди подростков 34
2.2. Поведенческая культура, направленная на сохранение своего здоровья.. 39
2.3. Поведенческая культура, направленная на непричинение вреда здоровью других людей.. 43
ГЛАВА III. Анализ влияния информированности о ВИЧ - инфекции на поведенческую культуру подростков (по результатам конкретного социологического исследования школьников 6-10-х классов гимназии №40 Октябрьского района г. Барнаула, проведённого в мае 2004 года) 50
3.1. Программа конкретного социологического исследования зависимости поведенческой культуры подростков от уровня информированности по проблеме ВИЧ/СПИД.. 50
3.2. Результаты исследования.. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ. 1
ВВЕДЕНИЕ «Человек без нравственных устоев
оказывается существом самым нечестивым
и диким, низменным в своих половых
и вкусовых инстинктах»
Аристотель
Как проблема, «СПИД» существует в истории человечества ничтожно короткий срок. Однако уникальность СПИДа как небывалого медико-социального явления, сделали её почти сразу же социально значимой для всех стран земного шара.
Ни для кого не секрет, сколь остро в сегодняшнем российском обществе стоит проблема распространения ВИЧ/СПИД. Во всех опросах общественного мнения она занимает первые места в рейтинге тревожности, актуальности.
И, как ни парадоксально, такие «кричащие» проблемы не всегда приводят к мобилизации общества в их решении. Часто в общественном сознании формируется своего рода ступор – острое эмоциональное восприятие проблемы препятствует её разрешению рациональными методами. Это относится прежде всего к фактам индивидуального поведения и группам, которые можно назвать «наблюдающими» в противоположность «участвующим». В случае с ВИЧ-инфекцией как социальную проблему это социальное явление расценивают не группы риска (подростки), а взрослое их окружение – родители, педагоги, врачи. Самое вредное – испугаться распространения ВИЧ/СПИД и, поддавшись эмоциям, испытывать самому и внушать ужас по этому поводу окружающим.
Несмотря на справедливость положения об эффективности использования для профилактики ВИЧ/СПИД метода прерывания путей передачи, информирование является эффективным, но лишь на начальных этапах изменения поведения. Поэтому особое внимание необходимо обратить на подростков. Изменить поведение означает не только изменить сознание. Следует иметь в виду, что ориентации любого человека представлены на эмоциональном (отношение), когнитивном (знание) и поведенческом (реальные поступки) уровнях. ............