Часть полного текста документа:Защитные тактики при конфликтных переговорах с руководством Л.М. Рудина, к.п.н., Институт психологии РАН, член международной психотерапевтической лиги Знаменитый психолог Виктор Франкл писал: "Человек не волен выбирать ситуации, в которых он может оказаться, но у него всегда остается последний выбор - как вести себя в этой ситуации". Вспомним ключевые элементы любого коммуникативного взаимодействия: 1. Ценность деятельности имеет смысл только в контексте целеполагания. Вопросы: ЧТО я хочу и ЗАЧЕМ мне это нужно . Ответы на эти вопросы определяют "картинку результата", позволяют "узнать" нашу цель. 2. Коммуникация вообще и конфликт, как частный случай коммуникации - явление сугубо социальное . В конфликте всегда участвуют две стороны (как минимум), и следует учитывать психологические особенности той стороны для качественного прогноза развития событий. Сейчас для нас будет важен поведенческий аспект взаимодействия . 3. Уверенное большинство людей (примерно 67% для любой референтной выборки) дают оценку своему интеллекту на уровне "выше среднего" - от 6 до 8 баллов по 10-ти балльной шкале. То есть большинство людей считают, что они умнее большинства. Для начальника это уверенность подкрепляется социальным статусом. Для него (начальника) поговорка "я начальник, ты - ... подчиненный" лишена иронии, и является простой констатацией факта. Вывод: если мы хотим работать в данной организации относительно долго и безотносительно успешно (п. 1 - формулирование цели), нам придется принимать высокое мнение руководителя о собственной персоне (п. 3) как данность. Знание о том, чей он племянник, как и уверенность в нашем неоспоримом интеллектуальном превосходстве оставим при себе (п. 2). В условиях задачи об успешном коммуникативном взаимодействии есть еще один очень важный пункт. Сотрудники из основных подразделений, те, кто делает "живые" деньги, будут относиться к вам с фатальной снисходительностью. Руководитель может считать вас девочкой (мальчиком) на побегушках; модным, но бесполезным атрибутом современного бизнес-процесса. Весьма вероятно, что руководство будет время от времени проверять вас на фрустрационную толерантность, просто чтобы удостовериться, что вы "не даром корм проедаете". "Быть иль не быть - вот в чем вопрос" Существуют различные классификации конфликтных личностей. Приведем некоторые из них. Р.Б. Гительмахер и др.1 выделяют, с точки зрения настроенности на конфликт : - рационалиста , который идет на конфликт сознательно, ради достижения своих целей. Это интриганы, жалобщики, тайные мстители; - импульсивную личность , поступки которой вытекают из сиюминутных требований ситуации, неосознанных побуждений. Вся их жизнь состоит из цепи напряженных эмоциональных взаимодействий; - ригидную личность , которая не умеет перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям, обстоятельствам. Сочетание ригидности и завышенной самооценки ведет к болезненной обидчивости, подозрительности. По типу поведения личности в конфликте выделяются две очень похожие классификации: Дж. Скотт2 предлагает такую типологию: жалобщик - интриган - взрывной человек - паровой каток - молчун - сверхпокладистый . ............ |