Часть полного текста документа:Защитник прав пациентов в секторе психического здравоохранения Нидерландов Пауль Манни (Нидерланды) Наше общество все больше и больше становится обществом организаций, где индивидуумам приходится иметь дело с представителями учреждений, которые влияют или даже определяют их судьбу. Для восстановления баланса, в компенсацию за преобладание организаций, граждане должны иметь возможность несложным путём подтверждать свои права и противостоять действиям и решениям чиновников (Иппел, 1989). Исходя из этой идеи, в 1982 году в Нидерландах началась работа по завоеванию доверия пациентов. Как в организациях пациентов, так и в психиатрических учреждениях большинство считало, что правовая защищенность пациентов является недостаточной. В настоящее время во всех учреждениях службы психического здоровья работает независимый защитник прав пациентов, который, как адвокат, помогает пациентам в разрешении вопросов, имеющих отношение к пребыванию в учреждении. В первые годы среди сотрудников психиатрической службы существовало некоторое сопротивление, однако теперь, двадцать с лишним лет спустя, все согласны, что защитник прав пациентов является необходимым и ценным участником процесса лечения. В тех случаях, когда защитник прав пациентов поддерживает жалобу пациента, для многих работников психиатрической службы она приобретает бoльший вес. "Тот, кого госпитализировали в психиатрический стационар, с бoльшим трудом, чем многие другие, может защитить свои интересы. В большинстве случаев пациент чувствует, что он должен в одиночку бороться со сложной организацией, со своими законами, правилами и логикой, ускользающей от него". - Так в 1980 г. писала государственный секретарь Ведер-Смит в своей заметке "Доверенное лицо пациентов". Годом позже была создана Организация "Доверенное Лицо Пациентов", а в 1982 году первые представители этой организации появились в Нидерландских психиатрических учреждениях. Впрочем, это не было совсем неожиданным: уже за несколько лет до этого и в организациях пациентов, и внутри психиатрических учреждений, утвердилось сознание того, что правовая позиция пациента психиатрической службы несовершенна. Все сошлись на том, что пациент, предъявляющий какие-то просьбы или жалобы, должен иметь возможность поддержки независимого посредника. В психиатрических учреждениях были назначены специальные инспектора по жалобам, к которым могли обратиться пациенты. Однако их манера работать и позиция в отношении администрации учреждений настолько различались между собой, что возникла потребность в единообразном описании задач. Комиссия, включавшая в себя представителей психиатрических учреждений, организаций пациентов и Инспекции по психическому здоровью населения, разработала основные положения работы защитников прав пациентов и предложила, чтобы защитник прав пациентов появился в каждом психиатрическом учреждении. Правительство приняло эти предложения, и в 1981 году была создана Организация "Доверенное лицо пациентов". Эта организация размещает защитников прав пациентов по Нидерландским учреждениям психического здоровья. В первые годы работы учреждения делали запрос о защитнике прав пациентов на добровольной основе. Но при введении в 1994 году в действие нового закона о принудительной госпитализации в психиатрические стационары, на них было наложено обязательство обеспечить пациентам поддержку со стороны защитника прав пациентов. ............ |