Часть полного текста документа: МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА ЗАРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. МИФ И РИТУАЛ. Реферат студента факультета экономики Международного Университета Бизнеса и Управления Улугбека Батырова 1996 С античной Греции начинается путь человечества от мифа к логосу. Преодоление мифа и замена его знанием за тысячелетия сформировало но- вый тип человека, культуры, цивилизации. Именно там около 500 лет до нашей эры, во время, названное К.Ясперсом "осевым", рождалась "запад- ная" модель культуры со своей рациональностью, демократизмом, направ- ленностью на завоевание природы. Эта культура возникла не на пустом месте. Ей предшествовали архаические культуры, существовавшие тысяче- летиями; рациональному сознанию предшествовало мифологическое, природе как объекту, сцене для деяний человека предшествовала освященная, оду- шевленная, магическая природа. Около 6 тысяч лет назад начинается история минойской цивилизации на острове Крит, когда небольшая колония эмигрантов впервые прибыла на остров. Они привезли с собой свою Богиню, а также аграрную технику, что позволяет отнести этих новых поселенцев к представителям неолита. В последующие тысячелетия происходило постепенное развитие гончарного ремесла, ткачества, гравировки и других ремесел, а также торговли, ме- таллургии и архитектуры. Формировался живой и радостный художественный стиль, столь характерный для Крита. Подобная, хотя и более отсталая, земледельческая оседлая матриар- хальная культура, видимо, существовала на большей части терри _т .ории Ев- ропы, пока ее не захлестнули волны миграций индоевропейцев. Где-то между 4000 г. до н.э. и 2000 г. до н.э. они принесли сюда совсем дру- гую культуру - патриархальную, расслоенную, пастушескую, мобильную и ориентированную на войну. Индоевропейцы были кочевниками, чей первона- чальный дом является предметом ученых споров. Вероятно, их ранняя об- ласть обитания локализуется в южно-русских степях, на юго-востоке Ев- ропы и северо-востоке Передней Азии. Они приручали диких коней ( глав- ное культовое животное - лошадь ) и создали колесницы, тогда как дру- гие народы Европы и Азии разводили в основном крупный рогатый скот. Боевые колесницы дали им превосходство в бою над врагами, формировался слой воинов и военной знати, возникала героическая мифология. Женские божества старой Европы заменялись или смешивались с индоевропейскими мужскими божествами. В соответствии со структурой большой патриархаль- ной семьи, возглавляемой отцом-"патриархом", верховное божество индо- европейцев выступает как "бог-отец". На самом деле мы почти ничего не знаем о доиндоевропейской мифо- логии. Что касается индоевропейцев, мы можем судить об их мифах и об- рядах при помощи сравнительно-исторических исследований зафиксирован- ных мифов разных народов, остаткам погребальных курганов и жертвопри- ношений. Древнейший письменный источник, связанный с индоевропейской мифологией - Веды, наиболее древняя часть которых - Ригведа, представ- ляющая собой сборник гимнов, писавшийся между первым и вторым тысяче- летиями до н.э. Эти гимны произносились во время ритуалов ( прежде всего, жертвоприношений ), и представляли собой просьбы к богам, оли- цетворяющим природные силы ( например, Агни - бог огня, оставивший свой след в русском языке ). ............ |