Лекция № 6-7
Западноевропейская философия эпохи Возрождения
План лекции
1. Общая характеристика эпохи Возрождения. Социально-экономические и культурные предпосылки развития западноевропейской философии этого этапа.
2. Развитие науки в Западной Европе в эпоху Возрождения. Наука и философия.
3. Основные направления западноевропейской философии в эпоху Возрождения:
Краткое содержание лекции
1. Общая характеристика эпохи Возрождения
Социально-экономические и культурные условия развития философии.
Возрождение – это эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени. Приблизительные временные границы этой эпохи: в Италии – XIY-XYI века, в других странах – конец XY – XYI века.
Отличительные черты культуры Возрождения:
- антифеодальная направленность,
- светский характер,
- гуманистическое мировоззрение,
- обращение к античному наследию, которое заключалось в поиске, воссоздании, коллекционировании, изучении (возрождении) – художественных, научных и философских произведений античных авторов.
Именно обращение к античности и ее воссоздание в различных формах дало название этой эпохи - “Возрождение”. Этот термин встречался у итальянских гуманистов и утвердился в науке с XYIII века.
Начало эпохи Возрождения было связано с коренными сдвигами в экономической и политической жизни европейского общества XIY-XYI веков:
- с разложением феодальных отношений,
- появлением в наиболее развитых странах ростков капиталистических отношений и буржуазии.
Эта эпоха начиналась в Италии - стране наиболее развитой городской жизни того времени, где рано было подорвано экономическое и политическое влияние феодалов, и уже в XIII - XIY веках существовало раннекапиталистическое производство. В этой же стране эпоха Возрождения получила свои наиболее завершенные, классические черты. На возникновение Возрождения именно в Италии и на и его характер оказало существенное влияние и то обстоятельство, что ранее ее территория была очагом античной культуры. (См. описание Рима и Флоренции).
В условиях возросшей деловой активности во время зарождения новых социально-экономических отношений на передний план выдвинулась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесными рамки сословно-феодальных отношений, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинал по-иному видеть себя, мир природы и общества, их прошлое, иначе говоря, формировалось новое мировоззрение. Его носителями были люди разных профессий и разного социального положения, прежде всего - городская интеллигенция: поэты, филологи, философы, художники. Это были представители тех отраслей знания, которые имели своим объектом человека и все человеческое - (лат. studia humaniora), в отличие от схоластического изучения “божественного” - (studia divina). ............