Часть полного текста документа:Замечания и возражения: кто виноват и что делать Почему люди вам возражают, высказывают ехидные замечания в ответ и маневрируют отговорками? Познакомимся с главными причинами, которые толкают наших собеседников на высказывание замечаний и возражений как в деловом, так и в неформальном общении. Михаил Владимирович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров, Российская академия образования. Познакомимся с причинами, которые толкают наших собеседников на замечания и возражения. Чисто защитная реакция. Она возникает, когда собеседник не понял нашей аргументации или просто хочет возразить. Зачастую это бывает естественное сопротивление, оказываемое всему новому, в том числе потоку информации, требующему неприятного и мучительного доучивания и изменения своего мнения. Последствия: отговорки, замечания, возражения. "Спортивная" позиция. Наш собеседник - человек "по спортивному" настроенный, поэтому он склонен к соперничеству в беседе и проверке наших способностей. Он хочет узнать: насколько мы опытны; с какими трудностями можем справиться; границы наших возможностей; насколько далеко он может зайти по отношению к нам (это ему особенно важно знать до того, как он начнет выдвигать свои крайние требования); как мы выходим из неприятных положений. Разыгрывание роли. Собеседник считает, что он находится в исключительном положении в данной ситуации. Его роль не зависит от действий присутствующих; он - хозяин положения, который мгновенно замечает и устраняет все слабые места в беседе. Другой подход. У собеседника другое мнение, иная точка зрения, что чаще всего является результатом того, что он оперирует устаревшими сведениями или опирается на "классические" идеи и теории. Несогласие с предложенным методом решения. Мы в недостаточной степени приспособили аргументацию к особенностям характера собеседника (типичное замечание: "я это вижу совсем по-другому") или же сделали акцент на особенностях и отрицательных характеристиках, а не на преимуществах и возможностях объекта беседы. Тактическое обдумывание. Собеседник хочет обеспечить себе преимущество, чтобы получить дополнительный материал для спора. Наиболее распространенные виды замечаний Для того чтобы достойно встретить замечания и возражения, мы должны знать, что, когда и как следует ответить. А для того чтобы знать, что нужно сделать, мы должны узнать, с какими видами замечаний можно столкнуться в том или ином случае. 1. Невысказанные замечания - это те, которые собеседник не успевает (так как мы не даем ему возможности), не хочет или не смеет высказать, поэтому мы должны сами их выявить и нейтрализовать. Анализ: собеседник не произнес ни слова, но заметно, что он выражает сомнение и недовольство. Причина: молчаливость или недоверие к нам, а часто - невозможность сказать слово из-за нас самих. Тактика: обуздать свою разговорчивость и перейти к диалогу с собеседником, активизировав его с помощью ряда открытых вопросов. 2. Отговорки по своей сущности не являются настоящими замечаниями. Анализ: по смыслу высказанное не соответствует предшествующей аргументации. ............ |