Часть полного текста документа:Законодательство обновленной реформами России как одна из причин правового нигилизма Гулина О.Р. Россия стремится быстро наверстать упущенное и войти в группу наиболее развитых стран мира. Последние выгодно отличаются от нас высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства, новыми технологиями во многих сферах жизни общества, подъемом науки и образования. В каждой из стран, которые вступают в постиндустриальное, информационное общество, имеется хорошо отработанная и разработанная правовая система, обеспечивающая регулирование отношений, складывающихся в обществе. Развитые страны характеризуются высоким уровнем правосознания гражданского населения, престижем права и совершенством законодательства. А как обстоит ситуация с этими ценностями в обновленной реформами России? Не прав был классик, утверждавший, что в России две беды: дураки и дороги. Со всей определенностью можно добавить и третью "вечную беду, боль и незаживающую рану России" - законы. Если законы плохие - то все понятно, если они хорошие - вроде бы тоже, да не совсем. Так какими же должны быть законы? Итальянский просветитель Чезаре Беккариа утвер-ждал: "Законы, противоречащие естественным чувствам человека, подобны плотинам, воздвигнутым прямо против течения реки: они или сразу разрушаются и уносятся водой, или же образовавшийся благодаря им водоворот незаметно подтачивает их" [1, c. 67]. В.С.Соловьев в своей работе "Оправдание добра" заявил, что "если какой-нибудь положительный закон идет в разрез с нравственным содержанием добра, то мы можем быть уверены, что он не отвечает и сущест-венным требованиям права, и правовой интерес отно-сительно таких законов может состоять никак не в их сохранении, а только в их правомерной отмене". В рамках такого правопонимания закона, В.С.Соловьев отмечает три его обязательных признака: публичность, реальная применимость и конкретность (т.е. наличие не отвлеченных истин и идей, а действительных идеалов данного социума). С.В.Поленина соглашается, утвер-ждая, что закон должен отвечать общественным по-требностям и реально регулировать общественные от-ношения в соответствии с поставленными при его из-дании целями и задачами. Другой русский правовед И.В.Михайловский вывел необходимые условия, кото-рым должен удовлетворять закон: · Закон есть выражение начал права, а не нравствен-ности, не науки; он предназначен для практических це-лей жизни, поэтому не следует перегружать текст зако-на научными определениями, нравственными пожела-ниями и т.п. При этом, как верно отмечает Д.А.Керимов, доступность языка не должна противо-речить его точности. · Закон должен быть результатом самого тщательно-го изучения природы вещей данных социальных отно-шений, места и времени: малейшее упущение в этой области влечет за собой неудачу самых симпатичных устремлений. · Закон должен ясно, четко и определенно формули-ровать то содержание, которое имел в виду законода-тель. "Главное для текста закона - его точность" [6]. П.Е.Недбайло утверждал, что неопределенный за-кон означает отсутствие всякого закона и орган, при-званный применять его "...получает власть действо-вать, руководствуясь только соображениями целесо-образности, а не формальными определениями права". ............ |