Часть полного текста документа:Законодательное обеспечение деятельности саморегулируемых организаций в российском праве В настоящее время в Государственной Думе РФ находится проект Федерального закона РФ "О саморегулируемых организациях". Внесение его в высший законодательный орган является итогом нескольких лет дискуссий и попыток разработать соответствующий документ. В нем в первую очередь содержится перечень харктеристических черт саморегулируемой организации, основные положения саморегулирования. Согласно законопроекту, саморегулируемая организация является негосударственной некоммерческой организацией при условии ее соответствия всем установленным законопроектом признакам и требованиям в совокупности. [1] Таким образо, авторы проекта закона отказались от идеи выделить саморегулируемую организацию (далее СРО) в отдельный вид юридического лица. В указанном законопроекте также определяется ряд прав и обязанностей СРО. Можно отметить, что статус саморегулируемых организаций, предполагаемый в нем, не сильно отличается от фактического положения уже существующих торгово-промышленных палат и саморегулируемых организаций фондового рынка, то есть, по существу, законопроект не привносит ничего существенно нового. В тоже время, проект Федерального закона РФ "О саморегулируемых организациях" после его принятия образует правовую базу для создания СРО во многих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, что, в свою очередь, должно улушить климат в конкретной области рынка. В соответствии с законопроектом, участие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. В качестве отрицательной стороны такого решения можно отметить прежде всего то, что СРО не будет иметь возможности контролировать качество деятельности субъектов, в нее не входящих. Второй момент состоит в том, что она может попытаться нарушить интересы как потребителей, так и государства посредством сговора или же мешать конкурентам, только входящим на рынок. Наконец, прорисованы взаимоотношения СРО и регулирующих органов, причем помимо прочего введены специальные положения, защищающие СРО от их произвола. Внесение данного законопроекта в Государственную Думу является неслучайным. Элементы саморегулирования, выполняющие функцию прослойки между участниками рынка и контролирующими органами, существуют уже в нескольких сферах рынка (рынок ценных бумаг, банкротство, аудит), однако здесь имеются серьезные проблемы, решение которых усматривается либо в изменении конкретного специального закона либо в принятии общего закона об СРО. На рынке ценных бумаг в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" существует несколько СРО, однако их деятельность не столь эффективна как хотелось бы под давлением регулирующего органа - Федеральной комиссии по ценным бумагам. Кроме того, положения о саморегулируемых организациях имеются в Федеральных законах "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "Об инвестиционных фондах", "Об аудиторской деятельности". На основе анализа этих нормативно-правовых актов следует отметить отсутствие единого подхода к понятию саморегулируемой организации, ее статусу и взаимоотношениям с контролирующими органами. ............ |