Часть полного текста документа:Загляните в календарь... О христианских летосчислениях Петрова Н. Г. Многие из нас сталкивались в своей практике с одним календарным противоречием: даты тех или иных исторических событий отмечаются разными числами - "по старому" и "по новому" стилям. Ну, к примеру, по "новому" стилю Новый год приходится на 1 января, а по "старому" стилю - это 19 декабря. Или, наоборот, - по "старому" стилю Рождество Христово приходится на 25 декабря, а по "новому" стилю - на 7 января. Подобное календарное противоречие возникло и существует потому, что современный мир, в первую очередь, те страны, традиционной религией в которых является христианство, живет по двум календарям - юлианскому и григорианскому. ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Юлианский календарь, возникший еще во времена Юлия Цезаря и обязанный ему своим именованием, был признан обязательным для всего христианского мира в 325 г. на Вселенском Никейском соборе. Тогда же за начало летосчисления приняли создание Адама, происшедшее в пятницу 1 марта 1 года Мироздания. На Никейском Соборе были также составлены правила для определения дня Пасхи. Праздник Пасхи существовал еще в ветхозаветные времена. Евреи праздновали его в память об освобождении из египетского плена и выходе из Египта. О времени празднования Пасхи в Законе Моисея говорилось следующее: "И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства Сегодня выходите вы, в месяце Авиве" (Исход, XIII, 3-4). "Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам и пусть хранится он у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть и заколет его все собрание общества Израильского вечером пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его - это Пасха Господня" (Исход, XII, 3, 6, 8, 11). "В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня" (Левит, XXIII, 5). Итак, ветхозаветную Пасху следовало праздновать в ночь с 14 на 15 месяца Авива. Месяц авив или его позднее название - нисан, Библия называет также месяцем колосьев. В этом месяце происходит самое раннее созревание хлебов, которое, по наблюдениям, никогда не бывает ранее весеннего равноденствия. Именно поэтому сложилась традиция праздновать ветхозаветную пасху не раньше весеннего равноденствия. Таким образом, весеннее равноденствие является некоторой границей, определяющей время наступления месяца авива или нисана, в котором праздновалась ветхозаветная Пасха. Новозаветная или христианская Пасха получила иной смысл: этот день связан со страданиями Христа, Его смертью и Воскресением. Новый смысл праздника потребовал и пересмотра календаря - день Воскресения Христова должен был обязательно приходиться на первый - воскресный - день недели. Среди христиан - приверженцев новозаветной и ветхозаветной традиций - возникли споры о времени празднования Пасхи, которые велись на протяжении нескольких столетий. Собравшийся в 325 г. Никейский Собор и должен был положить конец разногласиям. Никейский Собор, основываясь на 7-ом Апостольском правиле, постановил отмечать Пасху только после весеннего равноденствия, после Пасхи иудейской: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон Святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина". Не следует усматривать в постановлении Собора исключительно антииудейской направленности: речь идет прежде всего том, что недопустимо событиям Нового Завета опережать события Ветхого Завета, поэтому Пасха христианская не может праздноваться раньше или совпадать с Пасхой иудейской. ............ |