Часть полного текста документа:Загадка о человеке Дворецкая М. Я. Если мы зададимся целью сформулировать основной вопрос антропологии, то вслед за почти автоматически приходящим в подобном случае на ум вопросом "что есть человек?" необходимо возникнет и другой: "как человек возможен?" Человек раскрывается в муках конфликтного сосуществования: личности и мира, господства и рабства, внутренней свободы и связанности внешними обстоятельствами и т.д. Но главное противоречие - это загадка природы человека, с ее противопоставлением телесного и духовного начал. Решение этого вопроса оказывается самым важным для человека - это первый и последний вопрос его жизни, обусловливающий своим содержанием не только этическое и антропологическое учение различных мировоззренческих систем (религиозных, философских, научных), но и определяющий смысл жизни и смерти, указывающий то высшее назначение, ради которого человек обречен на страдания и лишения в этом мире. Мучительные поиски ответа на эту загадку в течение многих веков, определили ограниченное количество способов ее решения. Из анализа философских и научных концепций, объясняющих психофизическую проблему соединения в человеке телесной и духовной (психической) субстанций, можно выделить несколько способов интерпретации этого загадочного явления. В философии они определяются как: монистический объективный идеализм; монистический субъективный идеализм; монистический материализм; дуализм; особняком стоит гилеморфическая концепция Аристотеля. Материалистическое решение загадки человека Материалисты предлагают гипотезу, согласно которой психика составляет одну из функций физического организма. Сознание и мышление, действительно, проявляются в непосредственной связи с физической жизнью организма, но тогда возникает необходимость ответить на два вопроса: - каким образом с появлением органической жизни на земле появляется это дополнение к материальному миру под формой сознания? - почему только органическая жизнь представляет собой то необходимое условие, которое способствует появлению из ничего мира сознания? В материализме вся духовная жизнь объясняется особой композицией вещества, благодаря которой физические атомы образуют единый организм - соборную единицу материи. Вместе с организацией материи формируется сознание, благодаря которому происходит связанное психическое отражение материального организма в соборной единице индивидуального сознания. Его и называют душой организма. Так строится объяснение возможности душевных явлений в человеке с позиции материалистического мировоззрения. Но сознание кроме функции отражения обладает удивительной творческой энергией разумной жизни, определяя сознательное поведение человека, что в рамках материалистического мировоззрения представляет собою несомненное чудо. Материалисты признают, что процесс самосознания лежит в условиях механической причинности, то есть для протекания этого процесса достаточно простого различения между явлениями внутреннего самочувствия и показаниями внешнего чувства. Поэтому все живущее на земле, имеет самосознание, выраженное в "животном Я". В этом Я живое существо, несомненно, является только пассивным субъектом всех своих хотений и действий, повторяя бездушную механику мира. ............ |