Часть полного текста документа:Забастовка как форма социальной конфронтации проф. Иегуда Леви Забастовки стали одной из отличительных черт современного общества; они считаются хотя и малоприятным, но неизбежным явлением. Здесь не будут рассмотрены Галахические аспекты забастовки, такие, как "работник может уйти даже в середине дня" и "всякий, отступивший от соглашения, остается в убытке". Главное внимание будет уделено этическим аспектам этого явления. Забастовка - оружие в социальной войне Забастовка - это форма конфронтации: работник против работодателя; гражданин против властей; учащийся против учебного заведения. Забастовка похожа на мини-войну, в которой испытывается баланс сил между двумя сторонами, в результате одна из сторон побеждает другую. Забастовка подменяет мирный диалог, судебное разбирательство и другие процедуры, в которых определяются права. Иногда ее порождает неверие в общественные институты; но чаще всего бастующие руководствуются расхожим принципом: "сильный всегда прав". Как и в любом конфликте обе стороны терпят убытки, но иногда победитель добивается компенсации от проигравшего, который несет, таким образом, двойной ущерб. Идеологические корни забастовки Простой здравый смысл подсказывает, что общество от забастовки в целом проигрывает. Ведь достигнутые ею цели можно обеспечить и другими способами, без ущерба. Однако, с точки зрения секулярного наблюдателя, точнее, наблюдателя с секулярными взглядами (к сожалению, даже изучение Торы не гарантирует иммунитета от таких взглядов), забастовки невозможно предотвратить, несмотря на их очевидный вред. Считается, что I без демонстрации силы конфликтующие стороны не ; смогут прийти к соглашению. Поэтому западная секулярная философия считает, что такие потери совершенно неизбежны. Разумное общество найдет возможность свести к минимуму эти потери, используя остаточные моральные принципы, в которые еще верят его члены, и опираясь на соответствующие законы. Но в целом избежать забастовок практически невозможно. Причина такого положения очевидна. Секулярная философия учит, что в мире нет абсолютной справедливости, во всяком случае, невозможно установить справедливость в каждом отдельном конфликте. В результате единственным реальным арбитром становится простая сила. Баланс сил устанавливает права людей в обществе, за исключением отдельных, весьма ограниченных социальных сфер, таких, как семья. Конфронтация повсеместно определяет победителя в столкновении двух сторон, а конкуренция превращается чуть ли не в единственную движущую силу экономики. Впрочем, не только экономики, но и политики: группы, объединенные едиными целями, сплачиваются вместе, формируя базу власти для более успешной борьбы с соперниками. Конкуренция проникла даже в сферу науки и высшего образования. В Соединенных Штатах и Великобритании амбициозные матери буквально сражаются за ограниченное число мест в детских садах, которые обеспечивают своим "выпускникам" поступление в начальные школы, а те, в свою очередь, проталкивают своих питомцев в элитные средние школы и т.д. В Японии абитуриенты, не принятые в престижные университеты, кончают жизнь самоубийством. Успех любой ценой! Таков девиз студентов на Западе. Ради успеха они готовы подставить ножку своим же товарищам по учебе. ............ |