ЮСТИЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
Общая характеристика юстиции зарубежных государств
Долгие годы в научной и учебной литературе юстиция зарубежных капиталистических государств оценивалась крайне негативно, односторонне, с сугубо классовых непримиримых позиций, подвергалась огульной критике и полностью отвергался ее положительный опыт. В наше время есть возможность подойти к характеристике юстиции этих стран более объективно, непредвзято, не идеологизируя и не идеализируя ее, уяснив положительное и негативное, творчески использовать ценное и полезное, что накоплено мировым опытом.
В данном учебном курсе студенты знакомятся с юстицией ведущих государств мира США, Англии, Франции, ФРГ.
Юстиция названных стран представляет две правовые системы: 1) англо-саксонскую или систему общего (прецедентного) права и 2) романо-германскую или континентальную. Она характеризуется отделением судебной власти от законодательной и исполнительной, ее относительной независимостью, политической нейтральностью, приоритетным положением суда в системе юстиции, несменяемостью и неприкосновенностью судей.
Структура судебной власти, как правило, смешанная, полисистемная, децентрализованная, многозвенная и многоинстанционная, включающая общие и специализированные суды. В ней действуют составы из профессиональных судей (один судья или два и более) и составы с участием народных (общественных) представителей (суд присяжных или шеффенов). В странах континентальной Европы имеются, кроме того, конституционные суды (во Франции – Конституционный совет), в США и Японии – функцию конституционного контроля выполняют Верховные суды и другие суды общей юрисдикции. Везде в странах парламентской демократии запрещены чрезвычайные суды.
Основной способ комплектования судейского корпуса в этих странах – назначение судей главой государства (президентом, монархом). Он формируется после тщательного отбора из представителей среднего и высшего классов, профессионально образованных специалистов, как правило, со значительным стажем юридической деятельности (адвокатской, прокурорской). Важной гарантией судейской независимости в перечисленных странах является административная и финансовая автономия судебной власти, невозможность уменьшение вознаграждения судьям во время пребывания в должности.
В этих странах развита система судейского самоуправления, высшие органы которой представляют и защищают интересы судейского сообщества, участвуют в решении кадровых вопросов, формировании судейского корпуса.
Прокуратура континентальных стран Европы (Франции, Германии, Италии) и атторнетура в англосаксонских (“attorney” – поверенный в юридических делах) выполняют преимущественно обвинительные функции, осуществляют уголовное преследование, поддерживают обвинение в суде, руководят следствием и ведут его самостоятельно. В некоторых странах осуществляется надзор за законностью предварительного следствия и содержанием лиц в местах лишения свободы. Как правило, в странах Запада вопросы организации и деятельности прокуратуры регулируются не конституционными актами, а специальными законами и уголовно-процессуальными кодексами.
Предварительное (досудебное) производство или расследование ведут полиция и специальные органы следствия, которые в некоторых странах (в частности, США) многочисленны и весьма разнообразны по своей организационной структуре. ............